Французская готическая архитектура

Собор Парижской Богоматери - www.Arhitekto.ru

Романская архитектура разных областей Европы развивалась своими путями, готический стиль распространялся из одной школы. Первые элементы нового стиля возникли в поздний романский период в первой половине XII в. Иль де Франс, на севере Франции, где не сказалось влияние античного наследия, и романский стиль не получил значительного распространения. Монашеские ордена цистерианцев и доминиканцев, а также строительных артелей распространили новые творческие идеи во все доступные области. Со временем готическая архитектура проникла в другие страны, и стала универсальным общеевропейским стилем.

Готический стиль отличается от предшествовавшего ему романского стиля, и последующих ренессанса, барокко и классицизма, это единственный стиль, создавший совершенно другую систему форм, организацию пространства и объемную композицию.

Название «готика» не отражает правильно существо данного стиля, так как обозначает готское, т.е. «германское, варварское». В период ренессанса это было насмешливое наименование, выдуманное итальянской художественной критикой для творческого стиля, возникшего севернее Альп. Во Франции этот стиль получил более точное название «Style ogivat» (стиль стрельчатый).

Готический архитектурный стиль

Готический и романский стили - единство и противоположность

«Энциклопедия» готической эпохи

Особое положение архитектуры в средневековой системе искусств

Средневековая архитектура как «прикладная геометрия»

Аллегория Архитектуры и Геометрии

Духовная роль искусства в средневековом мире

Символическое толкование готического искусства

Готические витражи как символ Божественного света

Организация строительства готического храма. Ход строительства

Сбор средств на постройку храма

Подготовка и доставка строительного материала. Техническое оснащение строительства

Образование артелей каменщиков как прогрессивное явление в готическую эпоху

Двойственное отношение к готическому искусству в Новое время

Влияние готического наследия на последующие поколения

Теории происхождения готики. Романтическая идеализация готического искусства

«В те времена каждый родившийся поэтом становился зодчим...»

Архитектурно-художественная композиция готического собора

Эволюция строительной техники. Готический стрельчатый свод

Готическая система оформления главного фасада

Объединение внутреннего пространства храма. Планы французских готических соборов

Особенности внутреннего интерьера готических соборов

Пропорции и профилирование готической архитектуры

Пространственное решение готического храма

Ритмическая организация готического интерьера

Световая среда готического собора

Единство скульптурного ансабля и живописного оформления соборов

Цельность образного строя готики

Геометрический метод и «секрет» готических мастеров

Метод вращающейся проекции

Метод пропорционирования

Засекречивание геометрического метода

Творческий метод и художественная практика готических мастеров. Метод работы по образцам

Наследование архитектурных форм церкви Сен-Дени (первая половина XII века)

Вариации планировки готических соборов

Эволюция конструкции готического перекрытия

Методы облегчения конструкции готических храмов

Схемы западных фасадов готических соборов Франции

Башни западного фасада собора

Наследование архитектурных форм французских готических соборов

Повышение сводов и стрельчатых арок, увеличение окон в французских готических храмах

Эволюция опоры в пучки колонн. Изменение архитектурных профилей

Скульптурное оформление французских готических соборов

Развитие готического витражного искусства Франции

Эволюция готического стиля

Cобор Парижской Богоматери

Реймский и Шартрский соборы

Соборы Буржа и Амьена

Творческий облик готических мастеров

«Доктор каменных дел» Пьер де Монтрейль

Реймская скульптурная школа

Источники