Скульптурное оформление французских готических соборов

Собор в Реймсе. Ангел с левой стороны западного портала. Ок. 1250 г. - www.Arhitekto.ru

Мотивы готической архитектурной декорации — стрельчатые арки, квадрифолии, трехлистники, розы, заостренные формы — также изменяются во времени весьма своеобразно, но и последовательно, получая все более сложную, богатую и изощренную разработку, применяясь все чаще, все с большим размахом, с особенным изобилием декоративных форм в поздней готике, маскирующих конструкцию за измельфенной игрой хрупких и ломких орнаментальных деталей. В скульптурной орнаментике стилизованные мотивы аканта и пальметки уступают место растительным формам, взятым из окружающей природы. Впервые появившись на западном фасаде собора Парижской Богоматери, мотивы листьев дуба, шиповника, винограда так полюбились готическим мастерам, что скоро они стали неотъемлемым элементом готической орнаментации. От бутонов и побегов раннеготической декорации растительные мотивы превращаются в цветущую распустившуюся листву в орнаменте XIII века и в пышные букеты с цветами и фруктами в XIV столетии. Мастера черпали образцы из самой природы, но идея использования мотивов реальной флоры в готическом декоре тоже становится своего рода каноном.

Важная роль в достижении художественного единства принадлежит, как выше говорилось, взаимодействию скульптуры с другими видами искусства — витражом, литургической драмой, миниатюрой. В монументальной готической пластике и живописи постоянно ощущается иногда чуть уловимое присутствие и отражение художественных сдвигов, происходящих в области книжной миниатюры. Будучи источником и распространителем многих художественных идей, она образует богатый и разнообразный задний план развития готической скульптуры и витража, некий постоянный фон, на котором отчетливо выступают новые художественные тенденции в пластике и монументальной живописи.

В скульптуре второй половины XII века — в XIII столетии проявляется отчетливая тенденция к достижению все большей пластической свободы статуи, передаче естественности движения фигуры, сливающегося с линейным ритмом окутывающих ее драпировок. Внешняя, орнаментальная экспрессия романских образов постепенно уступает место достигнутым чисто пластическими средствами внутренней одухотворенности готических статуй, их строгому благородству и психологической выразительности.

С каждым новым комплексом прокладывается путь к созданию новой системы художественных приемов, вырастающей из стремления сообщить статуе реальные закономерности человеческой фигуры, обогатить ее внутренней жизнью.

Показательно сравнение голов нескольких статуй, созданных, в продолжение эпохи формирования и становления готической пластики. От фронтальных, застылых, обработанных крупными плоскостями лиц раннеготических статуй-колонн середины XII века, архаический дух которых и тщательная орнаментальная разработка вызывают ассоциации с древневосточным искусством (головы статуй церкви Сен-Бенин в Дижоне, церкви Сен-Фарон в Мо, Сен-Лу-де-Но), через постепенное «оживление» лиц во второй половине XII века — внесение в них легкого движения, улыбки (статуи Королевского портала красивой, одетой в царское платье мадонны, забавляющей младенца цветком или яблоком. Этот тип получил особенное развитие в малой пластике конца XIII века. Ни одна церковь, ни одна капелла XIV и XV столетий не обошлась без этой грациозной фигурки, чарующей изысканностью хрупкого силуэта в исполнении столичных мастеров и трогающей наивным реализмом или вызывающей улыбку своей неуклюжей манерностью в провинциальных образцах.

Собор в Шартре. Скульптура северного центрального портала. 1200-1215 гг. - www.Arhitekto.ru

Скульптурное оформление Страсбургского собора, в частности растительный декор капителей, выдает сильное воздействие Реймской скульптурной мастерской середины XIII века. Несомненны аналогии статуй «Церкви» и «Синагоги» Реймского собора со статуями Страсбурга. Статуи ограды хора Страсбургского собора, видимо, были исполнены шампанскими скульпторами, бравшими за образцы фигуры, размещенные в больших архивольтах реймского фасада, статуи апостолов с ограды хора Святой Капеллы в Париже также очень близки страсбургским и реймским фигурам.

Великолепный фронтон центрального портала западного фасада Реймского собора с композицией «Коронования Богоматери» был взят за образец при создании портала северного фасада собора в Шалоне-на-Марне и во фронтоне над розой южного фасада собора в Руане. Знание реймской скульптуры и использование некоторых реймских статуй в качестве моделей бросается в глаза в скульптуре Бамберга, хотя немецкие мастера пользовались иными приемами пластической обработки и придали своим созданиям экспрессию, несвойственную величавым и покойным образам французской готической пластики.

Широкое воздействие образцов Реймса, ощутимое не только в немецких землях, но и в Англии, Испании, говорит о том, как странствующие молодые мастера XIII века внимательно изучали реймскую пластику— неоспоримый образец готического искусства.

Английские скульпторы середины века черпали образцы также из декора Амьенского собора, под его непосредственным воздействием были созданы скульптурные ансамбли Уэллса и Кентербери. Пластика готических соборов зрелого периода оказала большое влияние на развитие готической скульптуры на окраинах Франции и за ее пределами.

Архитектура провинциальных приходских городских и деревенских церквей Франции и их скульптурное убранство зачастую имитируют формы архитектурной композиции и декора больших готических построек. Влияние архитектуры соборов Иль-де-Франса и их скульптурного оформления распространяется по всей Франции и далеко за ее пределы. Известно, что в средние века готический стиль именовали «французской манерой». Готические сооружения северной Франции стали архитектурными образцами за пределами французских земель.

Читайте также:

Источники