Особенности внутреннего интерьера готических соборов

Собор в Нойоне. Интерьер - www.Arhitekto.ru

Огромные внутренние пространства готических соборов, под сводами которых в свое время могло разместиться все население города, приведены к замечательному единству. Новая конструкция позволила значительно увеличить высоту и ширину интерьера.

Благодаря высоко прорезанным аркам центрального нефа, над которыми вместо массивной галереи эмпор расположилась легкая галерейка трифория, исчезла непроницаемая каменная преграда между главным и боковыми нефами.

Исчезли романские кубовидные капители и те архитектурные детали, которые могли помешать единому взлету всех архитектурных форм интерьера в высоту.

Готические капители — это лишь узкие пояса, слабо выступающие над поверхностью завершаемой ими опоры. В новом типе архитектурной орнаментики варьируются растительные мотивы — как антикизированные, так и почерпнутые из местной французской флоры. Обрамляя рельефы и украшая карнизы и капители, они с выражают идею органического, живого роста, присущую готическому храму в целом и его интерьеру.

Романское чередование опор было в XIII веке заменено единым, созданным готическими зодчими типом опоры — сложным колончатым столбом, так называемым пучком колонн. Ребра стрельчатого готического свода зрительно продолжают собой примыкающие к столбу, а затем пробегающие по стене в виде тяг полуколонны.

Стена в зрелом готическом сооружении представляет неразрывное целое со сводом в противоположность архитектурам прошлых эпох; она наглядно слита с ним рядом хрупких колончатых тяг, устремленных в едином движении вверх. Внутри все сооружение представляется конструктивно органически взаимосвязанным.

Благодаря жесткой пропорциональной связанности отдельных элементов здания достигается зрительная убедительность единства структуры готического храма.

Читайте также:

Источники