Чистота линий, тонкость и дробность многочисленных тяг, четкость архитектурных членений, высокие пространства нефов открывали перед человеческим глазом неистощимое зрелище взаимосвязанных архитектурных форм. Готические мастера, интуитивно учитывая законы оптического восприятия, великолепно использовали свои знания в оформлении храма, делая расчет на его эмоциональное воздействие.
Помимо широко применяемого ими известного с древности стереоскопического эффекта глубины, образованного ритмически построенным удаляющимся рядом вертикальных членений интерьера и создающего пространственное впечатление, они не могли не сознавать то эмоциональное действие, которое оказывали пересекающиеся по диагонали курватуры нервюр, свода, сообщая интерьеру живой, динамический, острый, «подвижный» характер, противоположный статичности романского сооружения с его «перпендикулярной» связью архитектурных элементов. Не только за счет свободы, высоты и пространственности готического храма, но и благодаря «детализации», видимой расчлененности архитектурных элементов, являющейся одним из принципиальных методов готических зодчих в оформлении интерьера, внутренний облик собора предстает в непрестанном изменении пространственных планов.
Перспективы, открывающиеся с каждым шагом посетителю храма через высокие и широкие арки, настолько разнообразны, их богатство до такой степени неоспоримо, процесс смены и варьирования впечатлений, дополняющих и обогащающих друг друга, так естествен и неостановим, что из него закономерно возникает общее впечатление потенциального бесконечного развития архитектурных и пространственных форм интерьера.
Оно позволило одному из исследователей готической архитектуры назвать решение пространства в храме символичеким выражением его неограниченности, образом бесконечности. По сравнению с замкнутостью, ограниченностью пространства стеной, а иногда и его ясно выраженной статичностью в романском сооружении, внутренняя часть готического храма обрела движение, свободу сообщений и получила долю самостоятельного значения, которого она не имела, будучи строго определенной гранью романской стены, а также возможностью взаимодействия с архитектурными элементами интерьера.
Если в романском интерьере стена или колоннада и ограниченное ею внутреннее пространство качественно противоположны друг другу по духу, то в готике это пространство само становится элементом архитектуры, связанным с ней неразрывно. Благодаря высоте аркад, прорезанности и расчлененности стен они невозможны без зоны пространства за ними, играющего роль необходимого и незаменимого фона.
Стена утратила романскую плоскостность и фронтальность. Опора превратилась в пластический объем, а стена — вся в легком волнении пробегающих по ней вереницей стройных рядов полуколонок и тяг — обрела рельефность, известную трехмерность и, следовательно, внутреннюю среду со всеми ее живыми эффектами света и тени. Элементарность кубических объемов романского храма отошла в прошлое, как и незыблемость ограниченного и ограненного ими пространства. Готический интерьер завоевал свободу и жизнь. Тенденция к «смешению» или «сращению» пространства, очевидная в архитектуре высокой готики, получит дальнейшее развитие в позднеготических сооружениях.