Сборы средств на строительство готического храма проходили при участии огромных масс народа. Недаром папский легат в Париже XIII века Одо де Шатору писал, что собор Парижской Богоматери построен на гроши бедных вдов. Каждый считал долгом внести свою лепту в строительство городского храма.
Первый шаг, предпринятый Сугерием для обновления базилики королевского аббатства, состоял в собирании нужных средств, в заботе об увеличении денежных поступлений в казну аббатства. Так же делали и другие предприниматели крупных церковных строительств — настоятели монастырей и епископы.
Сохранившиеся документы о строительстве собора в Амьене раскрывают картину сбора средств на воздвижение большого городского храма готической эпохи.
В один из торжественных дней, при большом стечении народа, епископ обратился к щедрости верующих, оповещая о необходимости сбора пожертвований на постройку храма, а затем по всему диоцезу и даже за его пределы были посланы особые проповедники, ездившие с места на место с реликвиями храма и усердно собиравшие пожертвования.
В 1115 году, когда встал вопрос о реконструкции собора в Санлисе, по всей Франции были посланы гонцы с письмами Людовика VII, предлагавшего архиепископам и епископам королевства помочь в сборе средств на восстановление храма. К каким только ухищрениям не прибегали предприниматели работ, чтобы собрать те грандиозные суммы, которые безудержно поглощало возведение собора! Вокруг таких пожертвований создавались легенды, вдохновляющие людей на новые дарения и вклады. За взносы на постройку храма щедро раздавали индульгенции и отпущения грехов. Поездки по окружающим областям с реликвиями храма превращались в одно из самых ходовых средств сбора пожертвований, распространились до такой степени и привели к таким мистификациям, что Латеранскии собор 1215 года вынужден был запретить почитание сомнительных реликвий. Однако лишь немногие средневековые документы говорят о проявлениях народного недовольства тяжкими поборами на строительство храма. Население средневековых городов и деревень было склонно рассматривать центральный храм как свою собственность, как единственное место на земле, в котором человек мог найти утешение и обрести опору во время невзгод и лишений.
История борьбы городских коммун за независимость хранит, однако, предания о захвате стройки горожанами, использовавшими предназначенные для строительства камни для боев, как это было в Реймсе в 1235 году.
Анализ средневековых документов и прежде всего счетов, тщательно перечисляющих все источники доходов, предназначенных на строительство, позволяет сделать вывод о том, что основные средства на постройку храма составлялись из пожертвований населения, различных штрафов, многочисленных вкладов, отчислений от пребенды клириков соборного капитула, значительных взносов епископа и доходов с приписанных к церкви бенефициев. Широкое распространение в средние века приобрели самые разнообразные донации, дарения, вклады на строительство храма, рассматривавшиеся как достойное и богоугодное дело. Чаще всего это были пожертвования драгоценностей и ценных вещей, денежные суммы или бесплатное предоставление материалов для будущей постройки.
С начала XIII века необыкновенно возрастает не только число частных, индивидуальных вкладов, но распространяется и укрепляется традиция пожертвования в форме произведений искусства, специально изготовленных для этой цели на средства дарителя, по его заказу и в соответствии с его вкусом и желаниями.