Примерное определение школ, мастерских и творческих индивидуальностей руководивших ими мастеров приводит к чрезвычайно сложному, трудному, увлекательному, но, к сожалению, слишком часто вынужденному основываться только на догадках занятию — выявлению индивидуальных творческих методов готических мастеров, определению характерных особенностей каждого таланта, каждого индивидуального почерка и стиля.
Весьма оригинальным и ярким талантом представляется первый архитектор собора в Бурже, которому принадлежит честь выработки архитектурной композиции храма и ее основных элементов. Собор в Бурже — один из самых красивых соборов высокой готики — обладает редкостным своеобразием. В его воздвигнутых в течение XIII столетия пяти великолепных нефах усилены эффекты контрастов мощных вытянутых столбов и пробегающих по ним преувеличенно тонких колончатых тяг, головокружительной высоты арок и столбов центрального нефа и спокойных пропорций верхних ярусов стены — галереи трифория и яруса окон. Необычайная смелость, с которой архитектор Буржа подчеркнул и выполнил эти контрасты, свидетельствует о ярком даровании, сделавшем попытку вырваться из плена ставших традиционными архитектурных эффектов соборов Иль-де-Франса. Трифорий Буржа, с его широкими аркадами, каждая из которых поддерживается хрупкой колоннадой, не имеет аналогий в готическом строительстве.
Выделить работы отдельных мастеров из богатейшего мира готической пластики чрезвычайно трудно. Даже очень большая изощренность глаза и тонкость художественного анализа готической скульптуры не могут дать полной гарантии того, что несколько близких по стилю статуй являются произведениями одного маcтера. Мы находимся здесь во власти догадок не в меньшей степени, чем при изучении средневековой архитектуры. Ведь в средневековую эпоху индивидуальность художника проявлялась в работе целой мастерской, которой он руководил, накладывая на все ее произведения печать своего дарования и творческого воображения. Кроме того, работа мастеров проходила в соответствии с теми художественными традициями, которые сложились в той или иной школе.
Определение руки одного мастера в готической пластике представляется много более сложным, чем в романской скульптуре, где нередко весь скульптурный цикл, украшающий храм, создавался одним резчиком по камню или небольшой группой мастеров, но при непосредственном участии главного мастера. Такова, например, пластика собора в Отэне, под знаменитым тимпаном которого поставлена подпись скульптора Жизлеберта, исполнившего своей рукой почти всю каменную резьбу собора.
Как уже указывалось, в готическую эпоху с увеличением артели, с широким использованием разделения труда возможности определить почерк одного мастера оказываются гораздо меньшими, хотя отдельные стилистические тенденции в скульптуре и выражаются гораздо ярче, чем в романскую эпоху. Обычно печать дарования, вкусов и склонностей одного мастера-руководителя накладывалась на работу всей мастерской и всех помощников, выполнявших его указания. Чаще всего это группа статуй, отмеченных стилистическим родством и созданных под руководством одного мастера, вероятно, при его участии, но вовсе не им лично с начала и до конца.
Поэтому объединяя несколько работ как произведение некоего художника, чаще всего имеется в виду не один человек, а целый круг мастеров, работавших по единым образцам и следующих близким приемам в передаче художественной формы. Такова группа статуй правого портала северного фасада в Шартре, созданная под руководством мастера, названного Феге «Мастером королевских голов» и тяготеющего к ярким пластическим характеристикам. Это группа монументальных готических образов, серьезных и энергичных, в которых проявляется склонность руководившего работами мастера к наблюдению природы, к психологическим оттенкам, свойственное ему острое чувство жеста и пластического равновесия, сочетающееся с точной линейной передачей драпировок.
Концепция мастера, сложившаяся в эпоху готики, является звеном в цепи тех понятий художественной деятельности, которые средневековье развивало и углубляло, постепенно приведя их к тому порогу, за которым возникла новая идея человека-творца, осуществившаяся в крупнейших творческих личностях эпохи Возрождения.
Мастера, в творчестве которых на первый план выступает художественная индивидуальность, появляются в эпоху становления новоевропейского индивидуализма — в эпоху Возрождения, прежде всего в Италии.
Творческий метод средневековых мастеров по образцам сменяет метод работы, основанный на непосредственном наблюдении и изучении природы, которые осуществляются конкретной, неповторимой личностью, интерпретирующей в своем произведении собственные впечатления и свое понимание окружающего.
С усилением индивидуального начала творческая зависимость средневековых художников друг от друга порывается, распадается их круговая порука — метод работы по образцам, когда-то стройная и слаженная система средневекового мировосприятия, где человеку отводилось твердое, но скромное место, рассеивается как дым.
Многие произведения готического искусства стиля, будь то статуя или витраж, не говоря уже об архитектурных сооружениях, являются результатом работы нескольких мастеров, хотя единственно очевидным для зрителя всегда остается стиль мастера, придавшего окончательный облик художественному произведению, а не того, кто набросал его образец или совершил его предварительную подготовку. В средневековом искусстве индивидуальность художника завуалирована, и каждый индивидуальный художественный стиль есть, в сущности, стиль не одного художника, но круга мастеров целой мастерской. К этому выводу приводит изучение творческого метода готических художников, организации их труда, положения в средневековом обществе и памятников искусства готической эпохи.