Влияние готического наследия на последующие поколения

Времена менялись, проходили века, а величественные готические памятники средневековья возвышались над городами и служили символом целой эпохи. Искусство средневековья продолжало производить сильное эмоциональное впечатление. Оно повлияло на творчество голландских художников XVII века, помогло понять красоту архитектурно оформленного пространства, взаимопроницаемости перспективных планов, ценность света, одухотворяющего строгие каменные формы интерьера, соотношение архитектуры и человека. Оно позволило художникам и скульпторам конца XIX века проникнуть в тайны меняющегося освещения и ощутить их в игре света и тени на поверхности готических фасадов. Оно дало богатые новые импульсы искусству XX столетия.

Достижения готических мастеров продолжали обогощать художественную практику последующих эпох, постоянно служа живым творческим примером. Готика прочно вошла в фонд европейской культуры, являясь одним из источников новоевропейского искусства, наравне с античным и византийским художественным наследием.

В качестве одного из истоков готика стоит у начал искусства Возрождения. Готика явилась одним из источников художественного творчества основоположников Возрождения в Италии — Брунеллески и Донателло.

Вне Италии, в Северной Европе, в искусстве которой путь к эпохе Возрождения был гораздо более долгим и постепенным, фактически не существовало оппозиции прежнему опыту. Готика здесь в течение веков оставалась естественной стихией творчества, отличавшегося глубоким демократизмом, а вовсе не являлась привезенной из-за Альп драгоценной принадлежностью позднефеодалыюго быта, как на юге, в Италии.

Готика не только просуществовала дольше, но и оказала гораздо большее влияние на все дальнейшие пути развития искусства, влившись органической составной частью в истоки европейской культуры Нового времени.

Готическая архитектура с ее динамикой, сложными, подчиненными единой направленности ритмами, контрастами пропорциональных соотношений, включением круглой скульптуры в архитектурную композицию дала определенные творческие импульсы архитекторам барокко. В Центральной Европе, где готика продолжала существовать вплоть до XVII века, готические архитектурные принципы и многие элементы позднеготической архитектуры вплелись в сложившийся здесь вариант архитектуры барокко.

Несмотря на коренные изменения в оценке и понимании окружающего, в некоторых глухих уголках Европы вплоть до XVIII века продолжала сохраняться практика запоздалого, истощенного, лишенного силы готического строительства. К этому времени окончательно вырождаются традиции пришедших в упадок средневековых строительных цехов и лож. Внешние формы их организации воспринимаются религиозно-нравственными обществами и объединениями, самым могущественным из которых был возникший в первой четверти XVIII века институт масонства, утрировавший и придавший символический смысл обрядовой стороне организации позднесредневековых строительных корпораций, включая степени посвящения в мастерство и охрану его секретов.

В XIX веке мы были прямые попытки вернуться к формам организации и методам работы средневековых мастеров. Эклектическое искусство в начале столетия было порождено попытками художников назарейской школы имитировать средневековую артель, окрашенные нравственно-христианскими идеалами немецкой романтической философии. Другая попытка, связанная с именем Уильяма Морриса и его реформой художественной промышленности, основанной на возврате к средневековым формам ремесленного производства, хотя и дала интересные творческие результаты, но также была обречена на неудачу перед колоссом индустриального производства.

Читайте также:

Источники