Реймская скульптурная школа

Собор в Реймсе. Статуя Марии из композиции «Встреча Марии и Елизаветы». 1230-е гг. - www.Arhitekto.ru

Пластическое разнообразие и богатство Реймского собора предоставляют исследователям массу возможностей для догадок, поисков, определений отдельных мастеров. Как в каждом готическом соборе, статуи и рельефы Реймса отмечены общим стилистическим единством, позволяющим говорить о Реймской скульптурной школе, точно так же, как скульптурное оформление Шартра дает возможность судить об особенностях Шартрской скульптурной школы, а скульптура собора Парижской Богоматери — о школе Парижа.

Для реймской скульптуры в целом характерна особая пластическая свобода, мягкость скульптурной моделировки, реализм пропорций, движений, жестов фигур, склонность к тонким характеристикам, великолепная линейная разработка складок. Но в едином стилистическом русле различимо множество разных течений, направлений, индивидуальных художественных темпераментов, позволяющих выделить наиболее выдающиеся произведения самых талантливых мастеров. Разнообразие художественных почерков говорит о том, что в создании реймской пластики принимало участие множество мастеров, а во время строительства этого собора существовали большие скульптурные мастерские.

Антикизирующая линия в реймской скульптуре, которую принято связывать с классицизирующими тенденциями в мелкой пластике и ювелирном искусстве у мозельских мастеров XII века, особенно у Николая Верденского, создателя алтаря в Клостернейбурге близ Вены (1184) и реликвария Марии в соборе Турнэ (1200), нашла выражение не только в знаменитой группе Марии и Елизаветы западного фасада, но и в целом круге скульптур, приписываемых «Мастеру античных фигур». В более ранних скульптурных работах Реймса выделяются мастера, работавшие над оформлением северного фасада,— темпераментные художники, острые наблюдатели, создавшие статуи Петра и Павла, и другие скульпторы, более склонные к изысканной линейной трактовке форм, мастерство которых особенно тонко проявилось в статуе апостола Андрея. Особенно следует выделить группу скульптур, созданных так называемым «Мастером царицы Савской» (царица Савская и Соломон, Симеон и Давид, группа епископа и дьякона), работавшим при Жане ле Лу. Реалистическая направленность, крепкая и уверенная трактовка форм, неприкрытый интерес к натуре, развитие скульптурных традиций Шартра и Амьена характеризуют в целом лицо художников Реймса 20—30-х годов. Продукция этой мастерской 40-х годов оказывает сильное влияние на Парижскую скульптурную школу, расцветающую в конце правления Людовика Святого. В ней выступают на первый план черты, характеризующие придворный, рыцарский идеал XIII века — вытянутость пропорций, элегантность линий и силуэтов, куртуазное изящество фигур, их легкие, чуть манерные изгибы, стилизация складок, придворная учтивость улыбок. Наиболее выдающимися индивидуальностями этой мастерской, остро воспринявшими и воспроизведшими в камне этот светский, галантный дух, были «Мастер фигуры улыбающегося ангела» и «Мастер царя», работы которых находятся на западном фасаде.

Читайте также:

Источники