Цельность образного строя готики

Собор в Бурже. Западный фасад. Первая половина XIII в.- www.Arhitekto.ru

В осознанной направленности возможностей воздействия всех видов искусств — архитектуры, скульптуры, живописи (витраж), музыки, наконец, самого литургического действа — на создание определенного художественного образа и атмосферы особой эмоциональной возвышенности состоит сущность готического синтеза искусства. Как голоса в средневековой полифонии, обладая каждый своей ритмической и мелодической самостоятельностью, сливали свои «звукокрасочные переливы» в стройное созвучие, так в готическом соборе все виды искусства соединялись в сложном и многоголосом звучании художественного ансамбля.

Образное единство готического храма, возводившегося многими поколениями мастеров на протяжении десятков лет, неизмеримо сложнее закономерного единства художественного произведения, являющегося плодом индивидуальной художественной воли и замысла. Оно целиком и полностью обязано тому обстоятельству, что процесс создания храма проходил в атмосфере развития единого мировоззрения и отношения к миру, вызвавшего к жизни и питавшего этот процесс на всем его протяжении.

Естественные изменения, происходившие в мировосприятии эпохи и ее художественном мышлении, в последовательности отразились в искусстве готических соборов, не нарушив того замечательного единства его образного строя, которое готический стиль сохранял в продолжение своего существования.

Единство образного строя готического храма, то «заполняющее душу... большое цельное впечатление», то ощущение «единого живого целого», поразившее когда-то Гете, многим обязано неизменной в средневековом строительстве естественной логике самого производительного процесса, соблюдаемой каждым мастером, сроднившимся со своим ремеслом в силу его близости к ремеслу, в чутком, интуитивном понимании внутренних требований, законов и потенциальных возможностей материала, в том безошибочном чувстве материала, которое могут дать одаренному мастеру только длительная ремесленная практика и любовь к своему делу.

Умение проникнуть в жизнь камня, позволило мастеру-строителю и скульптору решать стоящие перед ним задачи наиболее естественно и целесообразно. Недаром Роден, сам будучи превосходным и опытнейшим мастером-практиком, так оценил в средневековой скульптуре всегда сохраняющуюся «душу камня, к которой прикоснулся художник»: «Я хочу прославить эти камни, так нежно превращенные в шедевры смиренными и искусными ремесленниками», — писал он.

Ведущееся по заранее существующему и заранее апробированному плану, но в то же время решающееся в отдельных своих частях непосредственно в ходе работ возведение собора, являющегося созданием не одного лица, но детищем целого коллектива мастеров нескольких поколений, не исключало возможности творческого участия каждого квалифицированного мастера, работавшего на постройке, разумеется, в тех границах, которые отводила применению творческих способностей ремесленника готическая эпоха и внешними проявлениями которых выступали канон, традиция и регламент.

Редкостная цельность образного строя готики и последовательность ее эволюции обусловлены общностью используемых конструктивных и технических художественных приемов и их эмоционального осмысления, тождественностью и направленностью средств художественного выражения и в конечном счете единством формы видения, мировосприятия и мирооценки, отвечающим общей форме исторических, политических, социальных и экономических условий. Важнейшим реальным залогом единства готического стиля является единство творческого метода, лежащего в основе архитектурно-художественного воплощения готической эпохи.

Читайте также:

Источники