Средневековая архитектура как «прикладная геометрия»

Уже в XII в. архитектура понимается уже как наука, как знание, как геометрия, имеющая практическое приложение, как деятельность, требующая не только большого опыта, навыков и вкуса, но и основательных научных знаний. Усложнившаяся архитектурная практика готической эпохи, требовавшая от архитектора специальных математических знаний, вызвала это представление. В сложении подобного взгляда на архитектуру сыграло также немалую роль метафизическое толкование геометрии как основы всякого творчества, распространенное в философском и научном умозрении XII века. Его прочное влияние и широкое распространение в интеллектуальной среде XII столетия обязано интенсивному проникновению на Запад арабской философии и науки, сочинений арабских математиков и переводам греческих трудов по геометрии. К ним восходит и метод геометрического доказательства метафизических положений, широко употребляемый в средневековой философии.

В философии Шартрской школы был виртуозно разработан вопрос об упоминавшихся уже основополагающих принципах творения: о создании мира «мерой, числом и весом». Отсюда то огромное значение, которое придавалось в трудах ее представителей геометрии. Геометрические принципы понимаются в философии Шартрской школы как основа всякого творчества — как Бога и природы, так и человека. Подобно тому как Бог в процессе творения начинал с создания «множества тетрагонов, или кубов, или кругов, или сфер, чем сохранил равновесие в размерах», так и человек исходит в своем стремлении к познанию от знания геометрии. «Существует четыре принципа, которые ведут человека к познанию Творца, а именно — доказательства арифметики и музыки, и геометрии, и астрономии»,— писал Тьерри Шартрский.

Утверждающееся в середине XII века представление о художнике, архитекторе как в первую очередь геометре ясно отражает состояние художественной практики в эпоху появления и нарастания тенденции к выработке готических конструкций и нового архитектурного стиля. В эпоху зрелого средневековья архитектура понимается, в сущности, как прикладная геометрия. В некоторых документах XIII и XIV столетий искусство геометрии трактуется как синоним архитектуры. В ряде документов XII—XIII веков, связанных со строительной практикой, появляется термин «geometrici» — «геометры» для обозначения архитекторов и прежде всего строителей крепостей и военных укреплений.

Благодаря высокому уровню знаний готического архитектора были воздвигнуты величественные и обширные готические храмы, в которых единство и логика пропорционального строя пронизывали все многообразие архитектурных элементов. «Искусство есть наука»,— считал еще в середине XII века Доминик Гундиссалинус. «Искусство без науки ничто»,— заключили в конце XIV века архитекторы, призванные на консультацию по строительству Миланского собора.

Понимание искусства как знания, как науки чрезвычайно характерно для готической эпохи. Искусство ценилось в это время как рационалистическая деятельность. Чем больше в нем было от науки, чем больше оно опиралось в своей практике на точные знания, тем более высоким положением оно обладало. Разумеется, сами представления об искусстве и науке в это время изменялись, в них вкладывался различный смысл. В течение готической эпохи точные знания, на которых основывалось искусство, тот строй и порядок, который оно вносило в свои произведения, имели своей исходной точкой не только и не столько живой и конкретный опыт чувственного мира, как это будет к концу готики и началу Возрождения, сколько абстрактный априорный идеал соразмерности, гармонии и пропорционального строя.

Читайте также:

Источники