Cтроительная техника римлян

Арочная конструкция из каменных квадратов, «насухо». Акведук в Ниме, начало II в. - www.Arhitekto.ru

Римское строительное искусство берет свое начало из этрусского и греческого. Однако насколько греки были тонкими художниками, настолько римляне — практичными строителями. Вкусы римлян значительно отличаются от греческих как в общем решении зданий, так и в их конструкции и убранстве. Это проявляется и в направленности архитектурного творчества, и в преобладании гражданских зданий над культовыми. Перед строительством ставятся новые задачи, для решения которых уже недостаточна простая греческая конструктивная система опор и балок, в связи с чем все большее место занимают своды. Римские строители используют этрусский опыт возведения сводов одновременно с греческими ордерными системами, которые они приспосабливают к собственным художественным задачам.

Соединение арок с архитравной системой создает новую, типично римскую архитектуру. Для сооружений использовались различные строительные материалы, хотя предпочтение отдавалось камню. В кладке очень часто применялся кирпич и чередование слоев камня и кирпича. Кладка из камня делалась сначала «насухо» из тщательно обработанных блоков, но этот способ был скоро заменен более дешевым — с использованием грубо околотого камня на растворе очень высокого качества. Этот раствор с щебнем в виде заполнения представлял собой строительный материал, очень похожий на сегодняшний бетон. В последних двух случаях стена облицовывалась каменными плитами. Римские строители применяли все известные к тому времени конструкции. Этрусские пилон, арка и свод были основными элементами, которые дополнялись рядом новых. Заимствованные у греков архитектурные формы подвергались определенной схематизации. В результате соединения арочной и архитравной систем в сооружениях, имевших несколько этажей, возникает архитектура, характерная размахом и колоссальным масштабом, что явилось специфическим проявлением мощи Римской империи.

Появление новых планировочных и пространственных элементов ведет к необходимости создания новых конструктивных систем. Римляне создают впервые свободные от внутренних опор монументальные пространства, например Пантеон или базилика Максенция. При использовании сводчатых конструкций больших пролетов возникают значительные нагрузки на опоры, поэтому вместо колонн опорная часть чаще решается в виде стены. Вследствие этого ордерная система имеет преимущественно декоративный характер.

Кладка стен римских сооружений чаще всего представляет комбинацию, где лицевая сторона выполняется из тесаного камня или кирпича, внутренняя часть — из грубо околотого камня или литая из так называемого эмплектона. Римляне создают ряд различных способов обработки наружной поверхности стены. Очень часто, главным образом в интерьерах, применяются и более дешевые строительные материалы: искусственный мрамор и штукатурка. Таким образом, появляется разделение окончательной поверхностной архитектурной отделки и строительной несущей конструкции, выполненной из более грубых материалов. Кроме светотени важным выразительным средством в римской архитектуре становится цвет. Цвета естественных материалов (разноцветные мраморные плиты или цветная мозаика) и их комбинации помогают архитектору организовывать внутреннее пространство. Настенная живопись, стилистические принципы которой развиваются в течение всего периода существования искусства древнего Рима, также всегда украшает, обогащает пространство, делает его более светлым и оптически увеличивает. (9, т. 2. стр. 420-423; 11, стр. 33-36; 16, стр. 347-49).

Кирпично-бетонные строительные техники - www.Arhitekto.ru

1,2 - техника возведения кирпично-бетонных сводов.
3 - бетонная стена с кирпичной облицовкой.

Читайте также:

Источники