К вершине строительной деятельности римлян относятся инженерные сооружения. Крупнейшими сооружениями являются сеть дорог, которой была покрыта вся территория империи. Римская Аппиева дорога — древнейшая, сохранившаяся и используемая до сих пор транспортная артерия не только Рима, но и всего мира. Она была сооружена в IV—III веках до н. э. По ней подступала к Риму армия Спартака в конце 70-х годов I века до н.э., а немного спустя по ее обочинам были распяты на крестах его воины, захваченные в плен римлянами.
Особое место в благоустройстве городов, рост которых требовал все большего количества воды занимали водопроводы и акведуки. От холмистых окрестностей в городские резервуары вода поступала по каменным, оштукатуренным гидравлическим раствором, каналам, которые в низменных местах и на пересечениях рек или оврагов поддерживались арочными конструкциями.
Во II в. до н.э. только в Риме было девять больших водопроводов, которые обеспечивали 1350 источников воды, 15 фонтанов, десятки общественных бань и 11 роскошно оборудованных терм. Общая длина водоводов, снабжавших Рим водой, составила около 430 км. Ко второй половине II в. до н. э. относится создание арочных акведуков — римских инженерных сооружений для подачи воды - в том числе акведук Марция в Риме (144 г. до н. э.). Крытый водоводный канал проходил через овраги и реки, над дорогами с помощью мостовых конструкций, имевших иногда огромные размеры. Они представляли собой систему высоких каменных пилонов и арок, при большой глубине ущелья, поставленных в несколько рядов друг на друга (знаменитый акведук Понт-дю-Гард у г. Ним во Франции). Его ворота — Порта Маджоре — являются примером сочетания рустовки, получившей распространение с середины I в.н.э., с профилировкой деталей портиков. Крупнейшие фонтаны города (в том числе и знаменитый фонтан Треви) пользуются водой водопровода Аква Вирго, построенного в I веке до н. э., при императоре Августе. До нашего времени сохранились фрагменты грандиозного акведука Клавдия (38—52 гг. н. э.).
Высокий уровень мастрества римских строителей не только в техническом, но и архитектурно-художественном отношении, проявляется в мосте-акведуке г. Нимеа во Франции (II в. н. э.), пересекающий р. Гард, протяженностью 275 м. Он состоит из трех ярусов арочных устоев общей высотой 49 м. Пролет наибольшей арки составляет огромную для того времени величину - 24,5 м. Устои и арки сложены насухо из точно притесанных камней. Аркада отличается простотой форм и гармонией соотношений, ясностью тектоники, крупностью масштаба, выразительной фактурой. Монументально-изысканная красота композиции достигнута исключительно при помощи конструктивных форм.
Римляне были мастерами в строительстве мостов. Некоторые из них, хотя и в развалинах, сохранились до сих пор, например Траянов мост через Дунай у Железных ворот. Запроектировал его греческий архитектор Аполлодор. Мост, построенный Аполлодором через Дунай, был вскоре разобран самими римлянами, чтобы предотвратить неожиданные нападения на территории, где воцарился «римский мир», поддерживаемый уже не столько вооруженной силой, сколько городскими поселениями, в которых большинство мужского населения составляли отставные легионеры.
Длина моста превышала 1 км, что в два раза длиннее, чем Карлов мост в Праге. Он возвышался на 20 каменных пилонах высотой 44 м. Сто лет назад, когда уровень Дуная снизился до минимума, обнажились 16 мощных фундаментов под пилонами этого моста — существующее почти 2000 лет свидетельство огромного искусства и технического мастерства его создателей.
К одним из лучших образцов римского зодчества относят также мост Траяна в Алькантре в Испании (98-106 гг.н.э.). (9, т. 2. стр. 457-463, 608-618; 10, стр. 248-251; 11, стр. 39-40; 16, стр. 53-56).
Деревянная конструкция моста Траяна.