Постройки в Риме во время принципата Августа (43 г. до н.э. - 14 г. н. э.)

Вид столицы еще не соответствовал величию державы, Рим еще страдал от наводнений и пожаров. Он так отстроил город, что по праву гордился тем, что принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным; и он сделал все, что может предвидеть человеческий разум, для безопасности города на будущие времена.

Общественных зданий он выстроил очень много; из них важнейшие — форум с храмом Марса Мстителя, святилище Аполлона на Палатине, храм Юпитера Громовержца на Капитолии. Форум он начал строить, видя, что для толп народа и множества судебных дел уже недостаточно двух площадей и нужна третья; поэтому же он поспешил открыть этот форум, не дожидаясь окончания Марсова храма, и отвел его для уголовных судов и для жеребьевки судей. О храме Марса он дал обет во время филиппийской войны, в которой он мстил за отца; и он постановил, чтобы здесь принимал сенат решения о войнах и триумфах, отсюда отправлялись в провинции военачальники, сюда приносили украшения триумфов полководцы, возвращаясь с победой. Святилище Аполлона он воздвиг в той части палатинского дворца, которую, по словам гадателей, избрал себе бог ударом молнии, и к храму присоединил портики с латинской и греческой библиотекой; здесь на склоне лет он часто созывал сенат и просматривал списки судей. Юпитеру Громовержцу он посвятил храм в память избавления от опасности, когда во время кантабрийской войны при ночном переходе молния ударила прямо перед его носилками и убила раба, который шел с факелом. Некоторые здания он построил от чужого имени, от лица своих внуков, жены и сестры — например, портик и базилику Гая и Луция, портики Ливии и Октавии, театр Марцелла. Да и другим видным гражданам он настойчиво советовал украшать город по мере возможностей каждого, воздвигая новые памятники или восстанавливая и улучшая старые. И много построек было тогда воздвигнуто многими гражданами: Марцием Филиппом — храм Геркулеса Мусагета, Луцием Корнифицием — храм Дианы, Азинием Поллионом — атрий Свободы, Мунацием Планком — храм Сатурна, Корнелием Бальбом — театр, Статилием Тавром — амфитеатр, а Марком Агриппой — многие другие превосходные постройки.

Весь город он разделил на округа и кварталы, постановив, чтобы округами ведали по жребию должностные лица каждого года, а кварталами — старосты, избираемые из окрестных обывателей. Для охраны от пожаров он расставил посты и ввел ночную стражу, для предотвращения наводнений расширил и очистил русло Тибра, за много лет занесенное мусором и суженное обвалами построек. Чтобы подступы к городу стали легче со всех сторон, он взялся укрепить Фламиниеву дорогу до самого Аримина, а остальные дороги распределил между триумфаторами, чтобы те вымостили их на деньги от военной добычи.

Священные постройки, рухнувшие от ветхости или уничтоженные пожарами, он восстановил и наравне с остальными украсил богатыми приношениями. Так, за один раз он принес в дар святилищу Юпитера Капитолийского шестнадцать тысяч фунтов золота и на пятьдесят миллионов сестерциев жемчуга и драгоценных камней

Гай Светоний Транквилл.

Колонны храма Кастора и Поллукса. Римский форум  - www.Arhitekto.ru

Первым правителем Римской империи, открывшим путь к единовластию, был внучатый племянник Цезаря Октавиан, прозванный Августом (Блаженным). Цезарь усыновил его незадолго до своей гибели. Когда же Октавиана провозгласили императором (27 г. до н. э.), это означало, что ему вручают высшую военную власть. Официально он всё ещё считался одним из сенаторов, хотя и «первым среди равных» — принцепсом. Время правления Октавиана называется принципатом Августа. С тех пор римское искусство начало ориентироваться на идеалы, которые насаждали правители. До конца I в. н. э. царят две династии: Юлиев — Клавдиев и Флавиев.

Так называемый «римский мир» — время затишья в классовой борьбе, наступившее в начале правления Августа,— стимулировал высокий расцвет искусства, рост строительства. Античные историки характеризуют период правления Августа (27 г. до н. э.— 14 г. н. э.) как «золотой век» Римского государства. С ним связаны прославленные имена архитектора Витрувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Овидия и Горация.

Официальным направлением в искусстве стал «августовский классицизм», оказавший огромное влияние на последующее развитие западноевропейского искусства. Римские художники ориентировались на великих мастеров Греции времен Фидия, но естественность греческой классики сменилось рассудочностью, сдержанностью.

С приходом к власти Августа зодчество достигло исключительного расцвета. Основные типы большинства зданий были определены еще в период существования Римской республики, но только в период империи они достигли своего великолепия. Постоянное совершенствование техники возведения стен и сводов давало возможность получать новые решения. Рим приобрел совершенно новый облик, соответствующий престижу мировой столицы. При Августе было реконструировано и построено несколько новых римских храмов (храм божественного Юлия, освящ. в 29 г. до н.э.; храм Юпитера-Громовержца, освящ. в 22 г. до н.э.). Выросло количество общественных зданий, строились форумы, мосты, акведуки, обогатилось архитектурное убранство. По словам историка Светония, Август так Рим «так отстроил город, что по праву гордился тем, что принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным». Город поражал современников необозримостью площади — ни с одной стороны он не имел четких границ. Его предместья терялись в роскошных виллах Кампаньи. Великолепные здания, колонные портики, сводчатые и украшенные фронтонами крыши, богато декорированные бассейны и фонтаны чередовались с зеленью рощ и аллей.

В этот период был возведен новый форум - форум Августа (освящен во 2 г. до н.э.), площадь предназначенная для мероприятий общественного характера, выглядевшая грандиознее в сравнении с республиканскими постройками. Он должен был стать административным центром империи и одновременно ее символом. Пространство форума Августа было ограничено с двух сторон монументальными колоннадами и полукруглыми экседрами. Центральное место занимал храм Марса Ультора (Мстителя) - роскошней, выше, просторнее цезарианского храма Венеры Прародительницы (46 г. до н.э.). В абсиде стояли две, а может быть, и три статуи – Венеры, Марса и Юлия Цезаря. Фронтоны украшали статуи Марса, Венеры, Фортуны, Ромула, Ромы и Тибра. В этом храме хранились вывезенные из Греции произведения искусств и государственные реликвии.

При Августе много зданий возводилось и на Римском Форуме. Продолжают стоять и сейчас три красивые, высотой 12,5 м, коринфские колонны от храма Кастора и Полукса. Передняя часть подиума храма служила трибуной для ораторов. В храме хранилось имущество богатых римлян, а рядом находилась Палата мер и весов. Любовь римлян к символике выразилась в узорах капителей храма: вьющиеся усики аканфа переплетаются друг с другом, как бы напоминая о дружбе близнецов Диоскуров.

В I в. до н. э. в Риме на Марсовом поле был построен театр Марцелла, начатый еще при Цезаре (освящен в 11 г. до н.э.), вмещавший около 13 тыс. зрителей, с тремя ярусами аркад — единственный частично сохранившийся из театров того времени. Римские театры основывались на греческих традициях, однако, в отличие от греческих располагались не на склоне холма, а представляли собой отдельно стоящие здания, в несколько этажей, со сложной субструкцией - на специальными сводами, поддерживающими места для зрителей, с радиальными стенами, столбами и лестницами и проходами внутри основного полукруглого в плане объема. Театр Марцелла стал характерным образчиком римского стиля, соединившего своды и архитравню систему. Многоярусная ордерная аркада стала основным приемом композиции фасадов римских театров и амфитеатров в течение всего периода империи.

В красивом карнизе храма Согласия, или Конкордии (освящен в 10 г.н.э.), а также в нарядных капителях, украшенных парными барашками, воплощавшими идею единства и согласия, тектоника форм начинала постепенно обогащаться декоративными элементами. Хотя в постройках времени Августа сохранялась красота республиканской конструктивной гармонии.

«Прямоугольный дом», или храм в Ниме, уже приобретает горделивость и величавость сооружений Империи. В искусстве времени Августа многое изменилось по сравнению с республиканским, сильно возросло значение эллинского наследия (9, т. 2. стр. 510, 523, 595; 13, стр. 75-77; 16, стр. 57-58).

Читайте также:

Источники