Конструкции и строительные формы в римской архитектуре

Для дальнейшего развития архитектуры большое значение имела форма сводов и техника их возведения.

В систему сводов римляне внесли новое не только в плане их конструирования, но и формы. При перекрытии больших пролетов свод создавался в виде кирпичного каркаса, промежутки между которым заполнялись эмплектоном. Кроме цилиндрических сводов, которые полностью переносят возникающие усилия на толстые стены и оставляют для освещения внутреннего помещения только торцевые стороны, использовались крестовые своды. Преимущество крестового свода, возникающего при пересечении двух полуцилиндров, заключается в том, что усилия передаются на четыре опоры, размещенные по углам, а не на всю стену, окружающую внутреннее пространство.

Наиболее значительным техническим достижением стало умение перекрывать большие пространства, в том числе вытянутые в плане, системой нескольких крестовых сводов. Римские строители умели создавать огромные купольные своды над центричным и многоугольным в плане пространством. Различные типы и способы возведения сводов над центричными пространствами можно найти в остатках виллы Адриана в Тиволи.

Очень часто в римской архитектуре появляется аркада, создаваемая путем замены архитрава архивольтом, форма которого следует за сводом. Это было новое гибкое соединение арочной архитектуры и ордерной системы. Преимущество его состояло в том, что расстояние между колоннами не зависело от длины каменной перемычки. Обе системы объединялись так, что архитравный принцип становился художественным знаком тектоники, в то время как пилон, арка и стена — действительными конструктивными элементами. Такое решение имеют фасады театра Марцелла и Колизея в Риме.

В целях большей выразительности и пластичности фасадов вместо псевдопериптера, образуемого полуколоннами или трехчетвертными колоннами, используются колонны, полностью отодвинутые от стены, или пилоны. Антаблемент над ними в этом случае соответственно имеет выступающую часть. За колонной на стене обычно размещается пилястра, которая вместе с колонной поддерживает выступающую часть антаблемента. Такое новое решение оказывается архитектурно очень выразительным, так как вместо непрерывного, спокойного антаблемента возникает ритм его выступающих частей.

Увеличение высоты фасада достигалось при сохранении пропорций колонн введением постамента под колонну. По-новому использовалась стена аттика над основным венчающим карнизом (прежде всего у триумфальных арок) с целью иметь больше места для прославляющих победителя надписей. На многоярусных фасадах Колизея и театра Марцелла в Риме ордера размещены один над другим. На первом этаже используется тосканский ордер, т. е. существенно усовершенствованный и ставший более утонченным этрусский или римско-дорический ордер, который по сравнению с греческим имеет больше декора.

Второй ярус решался в римско-ионическом ордере, в котором по сравнению с греческим изменились базы колонн и пропорции капители и деталей. Антаблемент не имеет таких изысканных пропорций, но богаче декорирован.

Верхним был самый легкий римско-коринфский ордер, вообще наиболее часто использовавшийся в Риме, так как четырехсторонняя капитель и антаблемент, ритмически не связанный с расстановкой колонн, очень стройных и богато каннелюрованных, позволяет иметь различные решения здания в целом. Верхний ярус решался также и в композитном ордере. Его капитель составлена из ионических волют в верхней части и коринфских лиственных венцов внизу. Впервые этот ордер был использован на Триумфальной арке Тита в Риме и очень часто применялся в период империи. (10, стр. 93-95; 11, стр. 33-36; 13, стр. 61; 16, стр. 48-49).

Форум Траяна - www.Arhitekto.ru

1 - крестовый свод. Термы Диоклетиана, начало IV в.
2 - купольный свод. Минерва Мелика, III в.

Читайте также:

Источники