www.Arhitekto.ru - Архитектору

История архитектуры

...на главную
...карта сайта

 | Архитектура Древнего мира |  Античная архитектура |  Византия |  Древняя Русь |  Исламская и арабская архитектра |  Романский стиль | 
 |  Средневековая Италия |  Французская готика |  Архитектура Испании |  Возрождение |  Барокко |  Классицизм | 

Архитектура классицизма

Архитектура классицизма, по-видимому, возникла на основе различных, но взаимосвязанных достижений, которые радикально изменили отношения между человеком и природой. Первое состояло в неожиданном увеличении способности человека осуществлять управление природой: к середине XVII в. эта способность вышла далеко за рамки технических возможностей Ренессанса.

Вторым был фундаментальный переворот в природе человеческого сознания, происшедший в результате изменений структуры общества, которые привели к появлению новой культурной формации, равно удовлетворяющей жизненным укладам как угасающей аристократии, так и крепнущей буржуазии. Тогда как технические достижения создали новую инфраструктуру и позволили увеличить производительность труда, изменения в человеческом сознании принесли новые категории знания и исторический образ мышления, который был столь рефлексирующим, что задавался вопросами собственной подлинности.

Классицизм был выражением философского рационализма, идеологией и искусством нового класса — буржуазии. Концепция классицизма заключалась в использовании в архитектуре античных систем формообразования, которые, однако, наполнялись новым содержанием. Эстетика простых античных форм и строгий ордер ставились в противовес случайности, нестрогости архитектурных и художественных проявлений мировоззрения отживающей аристократии.

Классицизм стимулировал археологические исследования, которые привели к удивительным открытиям и новым знаниям о развитых античных цивилизациях. Результаты работы археологических экспедиций, обобщенные в обширных научных исследованиях, заложили теоретические основы движения, участники которого считали античную культуру вершиной совершенства в строительном искусстве, образцом абсолютной и вечной красоты. Популяризации античных форм способствовали многочисленные альбомы, содержавшие изображения архитектурных памятников.

История искусства понимает под термином «классика» в самом узком смысле греческое искусство в период между архаическим стилем и эллинизмом, т. е. примерно V-IV вв. до н. э. В несколько менее узком смысле под это понятие подпадает работавшее по строгим правилам искусство греческой и римской античности. Олицетворением классицистической архитектуры является фасадная сторона греческого или римского храма с треугольным фронтоном или портиком с колоннами; блокообразный корпус сооружения членят только пилястры и карнизы. Ордеры колонн уже не только украшают стену, но и несут на себе систему балок. В качестве небогатого декора используются наряду с гирляндами, урнами и розетками также классические пальметты и меандры, бусы и ионики. Характер архитектуры в большинстве случаев остался зависимым от тектоники несущей стены и свода, который стал более плоским. Важным пластическим элементом становится портик, в то время как стены снаружи и изнутри членятся мелкими пилястрами и карнизами. В композиции целого и деталей, объемов и планов преобладает симметрия. Цветовое решение характеризуется светлыми пастельными тонами. Белый цвет, как правило, служит для выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники. Интерьер становится более светлым, сдержанным, мебель простой и легкой, при этом проектировщики использовали египетские, греческие или римские мотивы.

В авангарде развития архитектуры классицизма стояла прежде всего Франция периода Наполеона. Затем протестантские Германия и Англия, а также находящаяся под влиянием европейских течений Россия. Рим стал одним из главных теоретических центров классицизма.

Возникновение классицизма. Винкельман
Особенности архитектуры в XIX в.
Исторические условия развития архитектуры в XIX в.
Эпоха Просвещения
Поиски истинного стиля. Пиранези
Неоклассицизм против романтизма

Градостроительство и архитектура классицизма

Архитектура классицизма в Англии

- Возрождение интереса к Палладио
- Английский ландшафтный парк. Уильям Кент
- Джордж Данс
- Уильям Чемберс
- Сомерсет-Хаус, Стрэнд. Чемберс
- Англо-китайские парки Чемберса
- Роберт Адам
- «Динамика» братьев Адамов
- Интерьеры Адама
- Сион-Хаус. Роберт Адам
- Остерли-парк-Хаус в Мидлсексе. Роберт Адам
- Хьюм-Хаус, Лондон. Роберт Адам
- Английский интерьер в стиле классицизма
- «Возможность» Браун
- Стиль регенства
- Генри Холланд
- Джон Соун
- Банк Англии. Соун
- Джон Нэш
- Риджент-парк. Нэш
- Городские дома для рабочих

Архитектура классицизма во Франции

- Церковь Св. Женевьевы (Пантеон) в Париже. Суффло
- Жак Анж Габриэль
- Малый Трианон. Габриэль
- Стиль империи - ампир в архитектуре
- Теоретики французского неоклассицизма. Кордемуа
- Жак Франсуа Блондель
- Этьен Луи Булле
- Дюран
- Анри Лабруст
- Леду
- М. Рагон о К.-Н. Леду
- Стили в интерьерах французского классицизма
- Классицизм в французской мебели
- Стиль ампир в французской мебели

Становление классицизма в архитектуре Германии

- Бранденбургские ворота в Берлине
- Карл Фридрих Шинкель
- Старый музей, Берлин. Шинкель
- Лео фон Кленце

Распространение классицизма в итальянской архитектуре

Архитектура русского классицизма

Архитектура в стиле классицизма в Америке

Список использованной литературы

на главную



© Все права сохранены. Arhitekto.ru