www.Arhitekto.ru - Архитектору

История архитектуры

...на главную
...карта сайта

 | Архитектура Древнего мира |  Античная архитектура |  Византия |  Древняя Русь |  Исламская и арабская архитектра |  Романский стиль | 
 |  Средневековая Италия |  Французская готика |  Архитектура Испании |  Возрождение |  Барокко |  Классицизм | 

Архитектура классицизма / Германия

Старый музей, Берлин. Шинкель

Старый музей, Берлин. Шинкель, 1828-1830 - www.Arhitekto.ru В 1822—1830 годах выдающимся немецким архитектором-новатором первой половины XIX века Карлом Фридрихом Шинкелем (1781-1841) было построено в стиле греческого возрождения здание Берлинского музея, которое по праву считается лучшим из всех созданных этим зодчим.

Прообразом музея служила греческая стоя (открытая колоннада). Здание обращено фасадом к королевской резиденции и замыкает с противоположного конца площадь Люстгартен, рядом расположены берлинский собор и арсенал. Такое престижное место для художественной галереи по замыслу Шинкеля подчеркивает роль и значение центров культуры. Гармоническое единство монументального здания музея и огромной площади выявляет интерес Шинкеля к формообразующей роли монументальных зданий в городской планировке. Центр прямоугольного в плане здания размерами 86 на 53 метра занимает ротонда.

Такая композиция диктовалась архитектурной теорией эпохи Просвещения, которая требовала регулярной планировки, ясности и четкости плана и естественной выразительности материалов. Эти идеи пришли на смену чрезмерно перегруженному декоративными деталями стилю барокко и заложили основы рационального подхода к проблеме соответствия декора назначению здания, которая стала определяющей в архитектуре XX века. Марш лестницы, ведущей на высокий цоколь, выглядит величественно – он занимает треть ширины фасада. По обе стороны лестницы стоят конные статуи.

Посетители поднимаются на подиум с ионической колоннадой, а затем еще выше – в ротонду. Открытый вестибюль второго этажа с двойной лестницей служит площадкой, с которой открывается впечатляющая панорама города. Свет в ротонду проникает сверху, через круглый проем, прорезанный в центре кессонированного купола. Это вдвое уменьшенная копия купола Пантеона. Ротонда, в которой выставлена скульптура, – центр архитектурной композиции. Залы художественной галереи образуют анфиладу вокруг двух открытых двориков. Длинный ряд из восемнадцати ионических колонн на фасаде – подражание форме греческой стои. Статуи аттика символизируют триумф цивилизации над варварством – идеал, к которому, по убеждению Шинкеля, должны стремиться искусство и архитектура. Форма монументальной вазы, сделанной из целого квадра прусского гранита, навеяна античными образцами. Ваза предназначалась для ротонды, но оказалась слишком большой и была перенесена на площадь. Латинская надпись на антаблементе гласит: «Фридрих Вильгельм III основал этот музей для изучения всевозможных античных предметов и свободных искусств в 1828 году».

В здании музея наиболее ясно выразилось влияние Дюрана среди всех произведений Шинкеля, которое представляет собой вариацию плана музея из «Лекций»: оставлены ротонда, перистиль и двор, а боковые крылья убраны. Широкие ступени входа, перистиль, орлы и Диоскуры на крыше символизируют культурные устремления прусского государства, однако Шинкель отклонился от типологических и репрезентативных моделей Дюрана, чтобы создать пространственную композицию необычайной точности и силы, так как широкий перистиль ведет в узкий портик, за которым симметрично расположены входные лестницы и зал (к этой схеме позже вернется Мис ван дер РОЭ) (2, стр. 566; 16, стр. 144-150).

Список использованной литературы

на главную



© Все права сохранены. Arhitekto.ru