Дом Апраксина на набережной Невы был выбран Анной Иоанновной в качестве императорской зимней резиденции. Его перестройка началась в конце 1731 г. под руководством архитектора Доменико Трезини. Однако размеры дворца оказались недостаточными, и уже в 1732 г. начались работы по сооружению большого дворца под руководством придворного архитектора Растрелли, приверженца итальянского барокко.
В комплекс нового дворца вошли, кроме дома Апраксина, также располагавшиеся по соседству дома Рагузинского и Ягужинского. В них разместили служебные помещения, а парадные покои были достроены. Вопреки петербургской архитектурной традиции, парадный фасад дворца выходил не на набережную, а в сторону Адмиралтейства, под прямым углом к берегу реки. Благодаря таланту архитектора выходящий на набережную фасад многокомпонентного и ассиметричного здания все же приобрел целостность. На главном фасаде дворца размещались пять сильно выступающих ризалита, с двойными пилястрами и фронтонами, украшенными статуями. Тронный зал и Светлая галарея – самые большие залы дворца, были пышно отделаны, судя по чертежам архитектора.
Планировалось отстроить дворец в короткие сроки – за одно лето. И действительно, уже зимой 1733-1734 гг. императрица Анна Иоанновна жила в Зимнем дворце, хотя в парадных покоях в это время еще велись строительные работы. По проекту Растрелли в дворцовом здании были построены церковь и небольшой придворный театр. Церковь освятили в октябре 1735 г., а в начале 1736г. отделочные работы во дворце были завершены.
«В этом здании был большой зал, галерея и театр, также и парадная лестница, большая капелла, все богато украшенное скульптурой и живописью, как и вообще во всех парадных апартаментах. Число комнат, которые были устроены в этом большом дворце, превышало 200»
Растрелли.
Проект западного фасада Третьего Зимнего дворца Ф.Б. Растрелли. 1732 г.
Проект западного фасада Третьего Зимнего дворца после перестроек. 1746-1747 гг.
Почти 20 лет Третий Зимний дворец являлся официальной императорской резиденцией, за этот период в нем многое было перестроено под руководством архитектора Ф.Растрелли. Например, в 1742г. Анна Иоанновна распорядилась роскошно отделать свои личные апартаменты (опочивальню, Янтарный и Малый кабинеты), примыкающие к Светлой галерее. Янтарный кабинет был подарен Петру I при посещении дворца курфюрста Фридриха-Вильгельма I в 1716 г. Янтарные панели лежали в кладовой, а в 1743 г. Растрелли использовал их для украшения кабинета в Третьем Зимнем дворце, дополнив 26 зеркальными пилястрами. Кабинет был полностью готов в 1744 г. После того, Третий дворец был разобран, янтарные панели перевезли в Большой Царскосельский дворец, и Растрелли украсил ими зал.
Ежегодно к 3-4 значительным праздникам парадные залы оформлялись по проектам Растрелли, сохранились некоторые чертежи декоративных оформлений праздничных интерьеров. Например, к свадьбе Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны в большом зале были устроены многоярусные фонтаны, в роскошном скульптурном обрамлении, пирамидальные огромные канделябры, постаменты с статуями и декоративными деревьями.
В Третьем Зимнем дворце предполагалось устроить Эрмитажный покой. В переводе с французского «эрмитаж» значит «жилище отшельника». В начале XVIII в. Так называли небольшие уединенные парковые павильоны, в которых могли устраиваться уединенные трапезы. На втором этаже в них устраивались столы с механическим подъемным устройством, чтобы блюда и приборы менялись без присутствия слуг в помещении. Постепенно эрмитажем стали называть такие типы столов, а дворцовые залы, где их устраивали – эрмитажным покоем.
Однако места для императорской резиденции в Третьем Зимнем дворце уже было недостаточно, и в 1746 г. начались работы по его расширению, был пристроен каменный флигель к южной части дворца. Фасад пристройки богато украшен скульптурным декором. Строительные работы велись весьма поспешно, порой даже ночами, и были завершены в декабре 1750 г.
В январе 1752 г. Елизавета поручила Растрелли «сочинить проект, коим образом в Зимнем доме, присовокупя бывший Рагузинский и Ягужинский домы для приезда послам и знатным особам, сделать в Рагузинском доме парадную лестницу к нынешнему антрею (входу) в большой зал, даже до галереи». Так было положено начало грандиозному проекту Четвертого Зимнего дворца. (25, стр. 26-32)
Третий Зимний дворец.
Слева: Генеральный план дворца. Фрагмент плана Сант-Петербурга. 1753 г.
Справа: Проект перепланировки парадной анфилады Адмиральского дома и Зимнего дворца. 1749 г. Копия.
Слева: Фасад Третьего Зимнего дворца с Тронным залом
Слева: Третий Зимний дворец с Адмиралтейского луга. Рисунок М.И. Махаева. 1750-е гг.