Русское зрелое барокко

Смольный монастырь, Санкт Петербург - www.Arhitekto.ru

После смерти Петра, при его преемниках, строительство в стране, и прежде всего в Петербурге, значительно сокращается. Архитектура второй половины 20-х и 30-х годов стилистически следовала установившимся приемам предыдущего времени, но в ней стали появляться и некоторые новые признаки, и прежде всего несколько усиливаться декоративное начало, в том числе в убранстве интерьеров. В это время работают талантливые зодчие М. Земцов, И. Коробов и крупный градостроитель П. Еропкин.

Середина XVIII века — период расцвета дворянско-крепостнической империи — являлась вместе с тем временем высокого подъема отечественной культуры после засилья иностранцев времени бироновщины. Это была эпоха Ломоносова и ряда славных его современников, эпоха больших достижений в различных областях культуры, в частности в области искусства и архитектуры.

В 1740-1750-х годах работают выдающиеся зодчие — Растрелли, С. Чевакинский, Д. Ухтомский и другие. Возводятся монументальные здания — дворцы, пригородные резиденции, соборы, монастыри, строительство которых служило целью укрепления престижа императорской власти и связанного с ней дворянства и вместе с тем объективно являлось проявлением могучих творческих сил русской национальной культуры.

В середине XVIII века в Петербурге и других городах на фоне одноэтажной, частично двухэтажной застройки небогатых горожан возникают огромные величественные дворцы и соборы. В пригородах спланированные ранее парки обогащаются перестроенными или новыми дворцовыми сооружениями, оформляемыми снаружи и внутри необычайно богато и пышно в том декоративном стиле, который следует назвать русским барокко. Последнее вступает в период своей кульминации, достигает предела творческих возможностей.

Русское зрелое барокко обладало целым рядом чисто национальных особенностей. Общие исходные принципы имели сходство с западным барокко, но в нем было много и своеобразного, своего, особого. Причины этого связаны с тем, что западноевропейское барокко начало складываться на иной почве, возникнув путем дальнейшей эволюции стиля Возрождения. В России процесс протекал иначе, и истоки барокко первой половины XVIII века надо искать в узорочье второй половины XVII столетия. Русское барокко достигло апогея в середине XVIII века, когда на Западе аналогичный стиль угасал и уже вызревал классицизм.

Русское зрелое барокко отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного — итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих ее элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение.

Интерьеры этого времени — бесконечные дворцовые анфилады, большие парадные залы были поистине фееричны. Все компоненты их — золоченая резьба, лепка, обилие зеркал, колебание свечей, в них отражающихся,— придавали внутреннему пространству дворцовых апартаментов исключительную парадность и блеск. И этот эстетический результат активно поддерживался и усиливался и изделиями прикладного искусства — тканями, стеклом, фарфором и другими.

Широкое развитие в середине XVIII века приобретает садово-парковое искусство. Наблюдается тесная связь с садами и парками петровской поры. Вновь создаваемые или расширяемые парки в основном следуют в своей планировке регулярной, геометрической системе: создаются прямые аллеи, правильных очертаний площадки, высаживаются по строго продуманной системе деревья и кустарники. Активно применялась стрижка крон деревьев в соответствии с широко распространенной в западноевропейской ландшафтной архитектуре «версальской системой». Примерно в середине 1760-х годов в русской архитектуре ощутимо дает себя знать стилистический перелом: барокко начинает сменяться классицизмом.

Читайте также:

Источники