Вскоре после основания Петербурга и начала постройки Петропавловской крепости начали сооружаться первые жилые, административные и торговые здания. На левом берегу Невы разместились новые верфи. Застройка вдоль Невы к востоку от Адмиралтейства, где ныне находятся здания Эрмитажа, началась одновременно со строительством Адмиралтейства. Вдоль набережной земельные участки были отведены высшим чинам Адмиралтейств-коллегии. Вблизи Адмиралтейства получает место Ф. М. Апраксин; рядом с ним — А. В. Кикин. Далее выходят на Неву и Миллионную улицу участки С. В, Рагузинского, П. И. Ягужинского, Г. П. Чернышова, К. Н. Крюйса, И. Д. Олсуфьева и Броуна. Следующий участок отвели Петру I как корабельному мастеру Петру Алексееву. Характерно, что такие же наделы по соседству получили корабельные мастера Ф. Скляев, Г. Меншиков и другие.
Первое здание, воздвигнутое возле Адмиралтейства, в 200 саженях от него – деревянный дом генерал-адмирала Ф. М. Апраксина - построенное, видимо, архитектором Доменико Трезини. Строительство «Адмиральского дома» началось 22 июня 1705 г. К сожалению, не сохранилось ни одного его изображения. В начале 1712 г., вероятно, по соображениям пожарной безопасности, на том же месте начали строить двухэтажный каменный дом, также по проекту Трезини. Позже требовалось расширить площадь, и 27 июня 1716 г. был заложен новый дом, автор проекта не известен, чертежи не найдены.
Прибывший в Петербург приехал крупный французский архитектор Ж.-Б. Леблон разработал новый проект резиденции генерал-адмирала - дворца Апраксина. Сохранился великолепно выполненный архитектором чертеж фасада, Двухэтажный дворец решен в классических пропорциях, с небольшим мезонином в три окна в центре. Леблон спроектировал пятичастное здание - павильон, галерея, центральный корпус, галерея, павильон.
Леблон был загружен поручениями царя, потому строительством руководил архитектор Федор Васильев, возводивший одновременно и дом Ягужинского. Предполагают, что именно Васильев внес изменения в проект в процессе строительства, так как при сравнении дома Апраксина в проекте с очень подробными изображениями его на рисунках X. Марселиуса и на чертеже 1732 г. видно, что законченное здание отличалось от первоначального замысла. Выстроенное здание имело три этажа, а не два, как в проекте Леблона, также учитывая климат и русские строительные традиции, Васильев уменьшил окна и изменил характер их обрамления. В осуществленном фасаде уже преобладали плоскости стен. Таким образом, по утонченному, выдержанному в строгих пропорциях, столь свойственных французской школе, проекту был выстроен дворец, который никак нельзя полностью считать творением французского зодчего.
Генерал-адмирал и позже не заботился об украшении своего дворца. Заказал в Риме художникам несколько картин, а в Гааге он - причудливые водосбросы в виде «змеиных голов».
В. Ф. Берхгольц в своих записках рассказывает, что дворец Апраксина «самый большой и красивый во всем Петербурге, притом стоит на Большой Неве и имеет очень приятное местоположение... Дом весь меблирован великолепно и по последней моде, так что и король мог бы прилично жить в нем...»
Во дворце часто устраивались официальные празднества. В 1725 г. здесь поселили голштинского герцога, который занимал, кроме основного здания, два больших флигеля.
Апраксин, не имея наследников, завещал дворец императору Петру II 26 октября 1728 г. Долгое время он пустовал, а с конца 1731 г. его отремонтировали и расширили, и в 1732 г в нем поселилась императрица Анна Иоанновна, после того, как царский двор переехал в Петербург из Москвы. Впоследствии на его месте Анна Иоанновна начала строительство так называемого Третьего Зимнего дворца.
Рядом с домом Апраксина в 1707 г. был построен каменный дом адмиралтейств-советника А. В. Кикина. Позже в нем размещалась Морская академия. Согласно рисунку Марселиуса, это было трехэтажное строение, с двумя входами, высокой крышей, 5 круглыми люкарнами. К сожалению, здание не сохранилось до наших дней, когда в 1732 г. архитектор Растрелли разобрал его в процессе возведения Зимнего дворца.
Каменный дом С. В. Рагузинского представлял собой трехэтажный дворец, выстроенный «на итальянский манер». Первоначально был построен деревянный дом, затем на его месте возвели каменный дворец, его можно увидеть уже на панораме Марселиуса (конец 1720-х гг.) Каждый этаж отмечен горизонтальными тягами, частые окна разделены простенками с лопатками. Фигурный фронтон и картуш увенчивают центральную часть дома с портиком и балконом.
Расположенные далее вдоль набережной дома П. И. Ягужинского, Г. П. Чернышова, К. Н. Крюйса и И. Д. Олсуфьева представляли собой великолепные и обширные дворцы сложными и торжественным решением фасадов. Некоторые из них были выкуплены в казну и использовались для служебных целей. Большинство этих торжественных дворцов-особняков были снесены в 1754-1755 гг. (25, стр. 19-23)