Произведения Клода-Никола Леду (1736-1806 гг.) поразительно современны. Его часто называли «проклятым архитектором», так как большинство его произведений было разрушено. Леду стремился создать идеальный город по образцу построения симфонии. Он стремился также к пластическому воплощению космических форм. Так, например, в его проектах сфера символизировала земной шар.
Он разрабатывал новые жилища для кустарей и крестьян (повторяя идеи Жан-Жака Руссо и предвосхищая Фурье и Сен-Симона), он требовал разрушения трущоб. Читая его, часто думаешь, что это современный автор. Иногда он предвосхищал Ле Корбюзье и его «Лучезарный город», а иногда — Гауди с его безумным барокко. Леду строг и целомудрен, когда строит рынок, общественную баню, училище, и натуралистичен, когда стремится сливать свои сооружения с природой. Он доходит до того, что создает искусственные пещеры с ложными сталактитами, проектирует урны с лепными сосульками льда, строит мостовые опоры в виде античных трирем с гребцами. Подобный натурализм доводит его до бреда, когда он строит мастерскую для производства обручей в виде диска.
Идеальный промышленный город Леду имеет полукруглый план и представляет собой узел торговых и дорожных коммуникаций. Его город олицетворяет идею автономных сооружений, «свободный союз самостоятельных блоков». Он включает орудийную мастерскую, рынок, цехи и дома ремесленников. В этом нет ничего примечательного, но все же здесь мы встречаем идеи, которые позднее будут проповедовать Фурье и Кабе. Особенно это относится к разработанным Леду проектам общественных зданий, развлекательных учреждений и школ по образцу колледжей, описанных Ж.-Ж. Руссо в романе «Эмиль». В его общежитиях могут совместно проживать шестнадцать семей. Оикема — это музей, в котором собраны пороки, обличая которые, общество призывало народ к добродетелям. Это — светские храмы, где проповедуют семейные, материнские и героические добродетели.
Леду строил «Безумства» Марли для г-жи дю Бари и «павильон безумств» для Гимара. В 1773 году, являясь официальным лицом, он предложил Людовику XVI свой проект идеального города. Утомленный уговорами Леду, Людовик XVI подписывает декрет на строительство города при соляных приисках в провинции Франш-Конте. К сожалению, революция 1793 года увидела в Леду лишь представителя старого режима и прекратила строительство города соляных приисков — Салин, который дошел до наших дней в руинах.
Другим выдающимся произведением Леду были пропилеи парижских застав. Ему поручили застроить заставы. Леду увидел в этом заказе возможность украсить Париж. Он должен был построить сторожевые здания для таможенной охраны, а начал строить храмы с портиками. Скандал, вызванный этим строительством, напоминает скандал, связанный со строительством дома Ле Корбюзье в Марселе. Последнему поручили построить экономичный жилой дом с дешевыми квартирами, а он начал сооружать многоцветный жилой храм.
Помимо переживаний, связанных с указом короля о прекращении этого строительства, Леду довелось увидеть, как в 1789 году народ сжигал его пропилеи и убивал рабочих, возводивших их. Из выстроенных им в Париже сорока зданий осталось только шесть: два на площади Денфер, два на площади Нации, ротонда в парке Монсо и ротонда на заставе Вилетт. Они предвосхищают стиль ампир, который, как и стиль Директории, будет неоднократно применять колоннады Леду.
При монархии Леду боролся за свои заработки и оплачивался по низким расценкам. С 1789 по 1792 год он оказался в полной нужде. Его заключили в тюрьму одновременно с жирондистами, но Термидор освободил его. Перед смертью он приветствовал Наполеона 1, надеясь увидеть в нем того, кто понял бы его честолюбивые проекты.
Леду был также автором театра в Безансоне. Это здание с полукруглым планом явилось знаменательным новшеством, ибо в нем были предусмотрены сидячие места даже для бедных. Театр этот был так «изукрашен» реставраторами, что от произведения Леду почти ничего не оставалось. Поистине горькая судьба обрушилась и на это произведение Леду: весной 1958 года театр сгорел.
Другое здание Леду — тюрьма в Эксе с ее бесчеловечной холодностью — является прообразом типичных тюрем XX века.
Он построил для поэта Делиля дом без окон, который освещался через световой купол. Леду запроектировал подземные подъезды для повозок и построил туннель для карет во дворце Телюссон, проходящий под фундаментами здания. Он даже изобрел своеобразный «модулор», исполняя проекты по сетке, в которую вписывался стоящий человек со скрещенными руками (квадрат этой сетки принимали за модульную единицу). Что же касается его проекта дома директора соляных приисков в Шо с проходящим через него потоком водопада, то он удивительно предвосхищает аналогичный тип особняка, построенного Райтом в США полтора столетия спустя.
И, наконец, приведем несколько теоретических высказываний Леду — этого замечательного предшественника современной архитектуры:
«Красота определяется соотношением масс и деталей или орнаментов, которые не отвлекают глаз на ненужные элементы».
«Все, что не необходимо, утомляет глаз, вредит мысли и ничего не добавляет к общему».
«Круг и квадрат — вот буквы алфавита, применяемые авторами в качестве основы лучших произведений... Все в природе есть круг».
«Форма куба — это символ незыблемости. На кубах должны восседать боги и герои».
М. Рагон