Французская революция 1789 г. видит в древнеримских добродетелях граждан путь исцеления от «ancien regime» («старого режима») и объявляет римскую античность образцом для подражания. В результате «археологический» классицизм превращается в «революционный» или «романтический» классицизм. Наиболее значительной личностью периода зрелого классицизма во Франции был Клод-Никола Леду (1736-1806 гг.) - французский архитектор, который разработал эклектичный и утопический стиль в архитектуре, основанный на зарождавшихся в то время социалистических идеалах. Учителями Леду были Ж. Ф. Блондель и Л. Ф. Труар.
Он уже в 70-80 гг. проектирует здания в духе постулата «L'architecture doit se regenerer par la geometrie», выдвинутого Национальным конвентом в 1793 г.: городские монументальные здания и идеальные городские планировки.
После того как Леду оригинально оформил деревом одно кафе, его заметили и он стал одним из модных архитекторов того времени. В 1760 годах и в начале 1770 годов он выполнил несколько архитектурных проектов для частных домов богатейших людей Франции в прогрессивном неоклассическом стиле. Среди этих работ сохранились, например, павильон Хоккар (1764-1770 гг.), дворец Бенювиль в Нормандии (1770 г.) и известный павильон мадам Дюбарри в Лювесьенне (1771-1773 гг.).
Революция прервала карьеру Леду, однако, будучи в заключении, он вернулся к созданию проекта соляных разработок, который реализовывал по заказу Людовика XVI в городке Арк-э-Сенане в 1773-1779 гг. Он спроектировал поселение, где дома рабочих располагались вокруг солеваренного завода, отходя от него по концентрическим лучам. Он сумел воплотить только половину своего замысла, так как сохранившиеся здания представляют собой упрощенные кубические и цилиндрические формы, образующие приземистые, массивные, грубо обтесанные версии архитектурных форм классического стиля. Он развернул полукруглую форму этого комплекса в репрезентативное ядро своего идеального города Шо (1785-1804 гг.), проект которого опубликовал в 1804 г. под названием «Архитектура, представляющая собой выражение искусства, нравов и закона». План города, который он спроектировал для того, чтобы создать адекватные условия для производства и комфортного проживания рабочих, стал прототипом будущих проектов Роберта Оуэна и других утопических социалистов XIX века. Соляные разработки, превращенные Леду в овальный центр города Шо, можно рассматривать как один из первых образцов промышленной архитектуры, так как в нем производственные помещения были сознательно объединены с жилищами рабочих.
Оформление каждого элемента этого комплекса соответствовало его функциям. Так, размещенные вдоль планировочной оси сараи для выпаривания соли имели, как сельскохозяйственные постройки, крутые кровли и были отделаны гладким тесаным камнем с рустовкой, тогда как дом директора, стоящий в центре, имел пологую кровлю, рустованный фронтон и классический портик. Стены соляных сараев и домов рабочих были украшены рельефами — окаменевшими струями воды, что символизировало не только добычу соли, благодаря которой существовало поселение, но и подчеркивало взаимодействие производственной системы и рабочей силы. Мысленно развивая эту ограниченную типологию, чтобы включить в нее все институты идеального города, Леду выдвинул теорию архитектурного «лица» здания, которое должно было символизировать социальное предназначение тех или иных абстрактных форм. О назначении сооружения говорили как традиционные символы (такие, как ликторский пучок прутьев на здании суда, называемом «Пацифере», напоминающий о справедливости и единстве), так и изоморфизм. Он спроектировал кладбище в форме круга, собор и домик сторожа в форме шара. Подобно этому и цилиндр, из которого вытекает водопад, стал в другом его проекте архитектурным символом дома управляющего реки Лу.
Театр в Безансоне (1775-1784 гг. был построен в новом революционном стиле, где были предусмотрены места как для обычной публики, так и для высших слоев общества. Частные дома, которые он проектировал в 1780 годах, характеризуются такими эксцентричными чертами, как, например, необычная планировка, перемежающиеся профили, а также несколько необычное использование дорических элементов.
Наиболее знаменитым творением Леду считается разработанный им проект 60 зданий таможенных застав, расположенных при въезде в Париж. Он превратил то, что могло быть неприметными строениями, в ряд монументальных ворот, которые получили название Порте-де-Пари. Из 50 таможен, построенных за четыре года до начала Французской революции (1784-1789 гг.), только четыре здания, включая знаменитую таможню в Вийетт, сохранились до нашего времени. В проекте этих зданий проявилась тяга архитектора к приземистым, грандиозным, геометрически правильным формам, модернистским объемным ротондам, греческим храмам, портикам, сводчатым апсидам с отделанной рустами каменной кладкой и дорическим колоннам. Однако стоимость этих построек оказалась разорительной для общественной казны, поэтому в 1789 году архитектор был отстранен от выполнения проекта. Многие здания были впоследствии разрушены толпой во время революции.
Целый мир отделяет рациональную перестановку общепринятых классических элементов, пропагандировавшуюся Дюраном, от произвольного, но очистительного переустройства этих элементов, которое Леду продемонстрировал в парижских заставах, спроектированных им в 1785-1789 гг. Эти заставы были почти так же не связаны с культурой своего времени, как и идеализированные учреждения Шо. Большинство застав было разрушено после революции 1789 г. — их постигла та же участь, что и тот непопулярный таможенный режим, который они олицетворяли, — своеобразный «пояс откупщиков», или, как говорили в то время, «стена, заставившая Париж роптать». Послереволюционное развитие неоклассицизма тесно связано с необходимостью строительства сооружений для размещения новых учреждений буржуазного общества и нового республиканского государства. Решение этой проблемы в компромиссе конституционной монархии не умаляло той роли, которую неоклассицизм сыграл в формировании буржуазного стиля.
Сам Леду также был арестован во времена Великого террора, и это событие, а также смерть нескольких членов его семьи послужили причинами того, что он прекратил свою работу и перестал заниматься архитектурой. После освобождения из тюрьмы Леду провел свои последние годы за написанием книги «Архитектура в отношении к искусству, традициям и законодательству» (1804 г.), в которую были включены также гравюры его работ.
Леду был одним из наиболее плодовитых и оригинальных французских архитекторов конца XVIII века. Но простая и ясная геометрия его зданий практически не привлекала внимания последующих поколений; а после того как до его построек дорвалась настроенная на разрушение толпа, только некоторые из них дошли до наших дней.