Эпоха Просвещения

Если считать, что современная эпоха зародилась во время американской революции 1776 года и французской революции 1789 года, то надо помнить, что этим катаклизмам предшествовала революция в умах, начавшаяся на полвека раньше. Ее знаменосцами стали мыслители эпохи Просвещения в Днглии, Франции и Германии — Дэвид Хьюм, Франсуа-Мария Вольтер, Жан-Жак Руссо, Генрих Гейне и другие — все они провозглашали, что люди в своем поведении должны руководствоваться разумом и стремлением ко всеобщему благу, а не традициями и признанными авторитетами. В искусстве, как и в жизни, это рационалистическое течение было направлено против господствовавшего тогда стиля — изысканного и аристократического рококо. В середине XVIII века призыв вернуться к здравому смыслу, к природе, к морали, означал для искусства возвращение к античности — именно не классические философы положили начало культу разума. Первым эту точку зрения сформулировал Иоганн Иоахим Винкельман — немецкий историк и теоретик искусства, провозгласивший знаменитое положение о «благородной простоте и спокойном величии» греческого искусства (в работе «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре», написанной в 1755 году).

Однако большинство мастеров очень мало знало об искусстве античности, для них возвращение к классике означало следование стилю и «академической» теории Пуссена в сочетании с максимальным использованием деталей древней скульптуры, обнаруженной при археологических раскопках в Геркулануме и Помпеях.

Большими событиями для середины XVIII века были возрождение интереса к греческому искусству, как к подлинному источнику классического стиля, и раскопки Геркуланума и Помпеи, которые впервые дали возможность познакомиться с бытом древних и составить полное представление об искусстве и ремеслах того времени. В Англии и во Франции начали издавать богато иллюстрированные книги, посвященные Акрополю и Афинам, храму в Пестуме и находкам при раскопках Геркуланума и Помпеи. Археология завладела умами.

Читайте также:

Источники