Архитектура Германии в стиле барокко

Замок Карлсруэ, Германия - www.Arhitekto.ru

Упадок строительной деятельности в Германии, наблюдавшийся в связи с Тридцатилетней войной (1618-1648 гг.), давал себя знать в течение всей второй половины XVII века. Слишком велико было народное разорение, для того чтобы жизнь могла быстро войти в свою мирную колею. Строительство приобретает размах лишь с началом нового XVIII столетия.

Война привела к еще большей территориально-политической раздробленности Германии, что наряду с отставанием в связи с войной развития архитектуры обусловило ее стилистическую неоднородность и наличие иностранных влияний в отдельных региональных школах:

  • французское зодчество оказало воздействие на Западную Германию, Баварию;
  • нидерландское — на северную часть страны;
  • итальянское — на Южную Германию (Нюрнберг, Аугсбург).

Особенно следует подчеркнуть значение эмиграции итальянцев. Среди последних надо отметить Агостино Барелли, Энрико Цукалли, Антонио Петрини, а также Гаэтано Киавери, до приезда в Германию работавшего в петровское время в России. В новом ренессансном стиле в XVI в. строятся ратуши, жилые дома, торговые сооружения.

После завершения Тридцатилетней войны в центральной Европе начинается постепенное обновление архитектурных стилей: на первом этапе главную роль играли итальянцы, а с 1680-х г. в Баварии появляются первые великие творения местных архитекторов — церковь в Каппеле Георга Дитценхофера и аббатство в Обермархтале, построенное Микаэлем и Кристианом Тумбами. На рубеже XVII-XVIII вв. на авансцену выходит целое поколение художников, родившихся между 1б55 и 1б70 гг. Многие из них получали образование в Италии. Пёппельман работает в Саксонии, Шлюттер в Пруссии, Эффнер в Баварии, Фишер фон Эрлах и Лукас фон Хильдебрандт в Австрии, Кристоф Дитценхофер и Сантини-Айкель в Богемиии, Иоганн Дитценхофер во Франконии. Прандтауэр, Моосбрюггер и Франц Бир продолжают старую традицию монастырской архитектуры: первый создает аббатство в Сен-Флориане и Мельке, второй в Айнзильдене, третий в Вайнгартене.

По образцу Версаля в Германии заложен город-резиденция Карлсруэ (1752-1782 гг., архитекторы Л. Ф. де ла Гепьер, Ф. А. Кеслау). Основатель города маркграф Карл Вильгельм пожелал, чтобы главные улицы города лучеобразно расходились в стороны от центрального дворца, благодаря такой планировке Карлсруэ называют городом-веером.

Баварский двор, союзник Франции в войне за испанское наследство, в начале XVIII в. становится центром французского влияния. Француз Франсуа Кювилье активно способствовал распространению в Германии воздействия французского рококо, его наиболее известная работа - павильон Амалиенбург в Нимфенбургском замке.

Бавария выдвинула ряд очень талантливых мастеров, создавших немало характерных произведений барочного плана. Среди них должна быть названа небольшая церковь Иоганна Непомук в Мюнхене, обладающая очень красивым, хорошо запоминающимся пластичным фасадом (автор — архитектор Е.-К. Азам).

Наиболее значительным мастером берлинской архитектуры начала XVIII века был Андреас Шлютер. Переход от барокко к классицизму в берлинской архитектуре отразился в творчестве Георга Кнобельсдорфа, построившего в годах одноэтажный дворец Сан-Суси (1745-1747 гг.) в Потсдаме. и оперный театр в Берлине (1750 г.), в котором наблюдается некоторое усиление классицизма — в ордерах фасада, коринфском портике, хотя интерьер театра выполнен в стиле рококо.

Павильон Амалиненбург в Нимфенбурге. Франсуа Кювилье

Вальтассар Нейман. Аббатство Нересхейм и церковь Фирценхайлигена

Вюрцбургский замок

Архитектура Дрездена в стиле барокко

Цвингер, Дрезден. Пёппельман

Дворец Сан-Суси, Потсдам. Кнобельсдорф

Андреас Шлютер

Барочные интерьеры немецких церквей XVIII в.

Источники