Вальтассар Нейман. Аббатство Нересхейм и церковь Фирценхайлигена

В Германии XVIII в. продолжаются усиленные поиски синтеза между продольным и центрированным планами — особенно в церкви Фирценхайлигена и аббатстве Нересхейма — сооружений чрезвычайно сложных, начатых Валтасаром Нейманом в 1742 и 1747 гг.

Полное имя немецкого архитектора - Иоганн Валтасар Нейман (1687-1753 гг.), он стал выдающимся представителем стиля позднего барокко. В Вюрцбурге он работал над военными укреплениями, получил покровительство правящего городом князя-епископа, представителя семьи Шенборна и возглавил работы по сооружению резиденции епископа.

Нейман также проектировал другие здания, начиная в 20 годах XVIII века с часовни Шенборна (1721-1736 гг.) в кафедральном соборе Вюрцбурга, затем он работал над церковью в Хольцкиркене (1726-1730 гг.) за пределами Вюрцбурга, а также над аббатской церковью в Мюнштершварцах (1724-1743 гг.). Кроме того, Нейман строил дома для других членов семьи Шенборн. В конечном счете, он был поставлен во главе руководства всеми основными строительными проекта Вюрцбурга и Батберга, включая дворцы, общественные здания, мосты, водные системы, а также более десятка церквей. Нейман проектировал многочисленные дворцы для семьи Шенборн, включая дворцы для епископа в Бруксале (1728-1750 гг.) и Вернеке (ок. 1733-1745 гг.).

Церковь Фирценхайлиген. Нейман - www.Arhitekto.ru

В 1740 году он создал свой шедевр — Паломническую церковь в Фирценхайлиген (1743-1753), а также Паломническую церковь, известную как Кеппель (1740-1752 гг.) возле Вюрцбурга и Аббатскую церковь возле Нересхейма (1747-1753 гг.).

Нейман был прекрасным мастером композиции внутренних помещений церквей и дворцов. Стены и колонны в построенных им зданиях уменьшены, скрыты или наоборот открыты для создания потрясающего, часто игривого эффекта, сохраняя, тем не менее, чувство симметрии и гармонии. Нейман искусно использовал купола и цилиндрический свод для создания последовательности округлых и овальных пространств, легкость и воздушная элегантность которых подчеркивалась потоком дневного света, льющегося через огромные окна. Свободное и яркое взаимодействие этих элементов подчеркивается использованием гипсовых украшений, позолоты, скульптуры, а также стенными и потолочными фресками.

В плане церкви Паломников в Фирценхайлигене сочетаются противоположные структуры: общая крестообразная схема и внутреннее деление на три овала. Расположение алтаря в центральном овале подчеркивает центрированный характер здания. Нейман не использует принцип стены-опоры; вертикальные проекции оконные проемы и галереи — остаются традиционными. Сочетание элементов определяется неравномерностью разрывов между вертикальными проекциями и крышей: сводные арки соединяются над стыком трансепта и нефа, в результате чего последний исчезает из плана.

В аббатстве Нересхейма сочетаются вертикальная направленность, независимое положение опор, искривленные линии и нарушения ритма. Удвоение стены и центрирование плана более очевидны, чем в церкви Фирценхайлигена. Неравномерность разрывов между вертикальными проекциями и сводами с обеих сторон центрального купола позволила расположить группы из четырех пролетов без купола.

Читайте также:

Источники