Церковный интерьер XVIII в.

В церквях и соборах анфилады отсутствуют и главную роль играет фасад. Именно фасад предвосхищает появление алтаря, который находится в глубине и часто повторяет его характерные черты. Но фасад — это прежде всего торжество веры, символизирующее доступ в храм. Преодоление совершается, таким образом, лишь при входе. Открывающееся восхищенному взгляду внутреннее пространство относится уже к впечатлениям визуального характера.

И это пространство все более усложняется: начиная с Борромини, оно становится объектом архитектурных экспериментов; Лонгена придает ему драматический облик благодаря игре световых контрастов; Гварини и Дитценхофер организуют его посредством комбинаций неразрывно связанных между собой отсеков. Применение каркасных структур и фрагментация плана ведут к многократному увеличению числа опор и визуальных просветов — такого изобилия вертикалей не было со времен готической эпохи.

Наконец, такое пространство имеет несомненный театральный характер — это зрелище, которое приводит в восторг и одновременно ускользает. В сценических декорациях Ювары и Галли да Бибиены можно найти сходные переплетения лестниц, образованные колоннами перегородки, чередование освещенных и затененных зон, напоминающие огромные и сложные архитектурные сооружения, которые можно было бы осмотреть только мысленно. Пиранези — венецианец, как и Лонгена — доводит до высшей точки восприимчивость к драматическим аспектам пространства. Наряду с особым, чисто венецианским вниманием к свету, он оставит эту восприимчивость в наследство первому поколению архитекторов-неоклассицистов.

На протяжении всего XVIII в, архитекторы сохраняют интерес к драматическим эффектам, появляющимся благодаря манипуляциям со светом и пространством. Это одно из немногих достижений, которое согласится принять от своих предшественников поколение неоклассицистов.

Сходство между туринской церковью Сан-Лоренцо, сценическими декорациями в туринском Королевском театре обусловлено расчленением пространства, а также чередованием освещенных и затененных зон, роль которых в создании объемности сравнима с последовательно сменяющими друг друга планами в пейзажной живописи. Перспектива, несмотря на свою «перегруженность», производит сильное впечатление. Как при посещении, так и при осмотре пространство расширяется посредством световых и связанных с ними структурных приспособлений. На протяжении всего XVIII в, архитекторы сохраняют интерес к драматическим эффектам, появляющимся благодаря манипуляциям со светом и пространством. Это одно из немногих достижений, которое согласится принять от своих предшественников поколение неоклассицистов.

Интерьер туринской церкви Сан-Лоренцо и сценические декорации в туринском Королевском театре - www.Arhitekto.ru

Читайте также:

Источники