Многообразие стилей

Фасад церкви Сан-Джорджо в Рагузе, Розарио Галиарди. 1744 г. - www.Arhitekto.ru

После 1725 г. архитекторы в основном продолжают осваивать наследие трех великих традиций.

Итальянская архитектура XVII в., от Бернини до Гварини, сохраняет свое влияние в Пьемонте, где сначала главенствует Ювара и затем Виттоне, на Сицилии, где работает Галиарди, а также в Австрии и в Богемии.

Французский стиль, особенно в сфере дворцового строительства, вдохновляет архитекторов Баварии, Испании, Лотарингии и западной Германии.

Наконец, традиционные для Венеции тенденции палладианизма и подражания античным образцам (церкви Сан-Никколо де Толентино архитектора Тирали, Святых Симеоне и Гвидо архитектора Скальфаротто, Иезуитов архитектора Массари) переживают новый взлет в Англии и начинают проникать в Рим.

С 1725 г. в Риме вновь главенствует ошеломительное разнообразие стилей. Основные сооружения этой эпохи — лестница на площади Испании (Де Санктис), площадь Сант Игнацио (Рагуццини), дворец Сената (Фуга), фасады соборов Санта-Мария Маджоре (Фуга) и Сан-Джованни ин Латрано (Галилеи), фасад церкви Святой Марии Магдалины (Сарди) и фонтан Треви (Сальви).

Во Франции 1730-х г. стиль рокайль расцветает в произведениях Пино, Мейсоннье и Лажу. В это же время в Центральной Европе появляется новое поколение творцов: Дитценхофер, Нейман, Мунгенаст, Циммерманн, Тумб, братья Азам, Фишер, Кювилье. Благодаря их усилиям архитектура Германии и Богемии XVIII в. достигает высшей точки своего развития. Испания остается разделенной: королевские постройки - дворцы в Ла Гранха, Аранхуэсе и особенно королевская резиденция в Мадриде — возводятся итальянскими или французскими архитекторами, тогда как религиозные или частные сооружепия — фасады соборов в Мурсии и Сантьяго-де-Компостела, дворец Дос-Агвас в Валенсии — предстают в высшей степени оригинальными творениями испанских архитекторов.

Показательным с точки зрения разнообразия стилей можно считать творчество Ювары, который приезжает в Турин в 1714 и работает там до своего отъезда в Испанию в 1735 г. К тому же это очень редкий для Италии пример близости к немецкой архитектуре. Собор Суперга и дворец Мадам напоминают Фишера фон Эрлаха, дворец Ступиниджи — Хильдебрандта. В туринской церкви Кармине Юв'ара использует приемы, очень похожие на систему стена-опора.

Читайте также:

Источники