Политическая и культурная обстановка в XVI веке в Испании

Эскориал. Испания - www.Arhitekto.ru

XVI столетие в истории Испании — эпоха наивысшего расцвета огромной колониальной империи — было вместе с тем и веком великого разочарования. Долгие годы деспотии Филиппа II внесли в испанское общество ощущение трагического разлада.

Между тем держава Габсбургов достигла, казалось бы, зенита своего могущества. В тиши эскориальских покоев Филипп II вершил судьбы католического мира; из-под его пера бесчисленным потоком шли различные приказы, предписания, инструкции и меморандумы. Личное участие монарха в делах государства подкреплялось сложной системой бюрократического режима, целая сеть чиновников цепкой паутиной опутывала страну. Победа над турками в битве 1571 года при Лепанто усилила престиж испанского флота в глазах Европы. Испанская армия, которая не столь давно под командованием герцога Альбы обагрила кровью земли мятежных Нидерландов, внушала страх. В портах Нового Света трюмы тяжелых галеонов загружались слитками золота и серебра. Иностранцы отдавали должное строгой выдержке испанских дипломатов и их умению хранить государственные тайны. Испанский этикет, язык, мода распространились к концу столетия при европейских дворах. Национальная гордость еще продолжала питаться прославлением героической истории страны. Однако только теперь, когда сохранение мирового господства стало столь актуальным для габсбургской державы, сама идея абсолютной власти приобрела особое значение.

Все, что выдвинула новая эпоха, должно было воплотиться в подчеркнуто монументальных и величественных формах. Впервые в европейском искусстве художественный образ строился прежде всего на эффекте авторитарности.

И все же царствование Филиппа II обычно характеризуют как «начало конца» испанского могущества. Упадок, подобно болезни, подтачивал силы империи. В своей основе социально отсталое и исключительно косное испанское государство руководствовалось безрассудной политикой. Возглавив феодальную и католическую реакцию в Западной Европе, испанский абсолютизм не смог подавить то новое и прогрессивное, что поднималось в других странах, и терпел одно поражение за другим. Огромный удар мировой империи Габсбургов нанесло отпадение в 1581 году Северных Нидерландов, неудачна была и попытка сокрушить Англию.

Испанское общество жило в плену обманчивых и зыбких иллюзии. Все имело относительный характер, и каждое явление — как бы свою оборотную сторону. Политическому могуществу державы сопутствовали резкое обнищание страны и истощение финансовой системы. Хлынувший из Нового Света колоссальный поток золота имел своим последствием «революцию цен» — обесценение денег. Резкое повышение цен, вытеснение с внутреннего рынка испанских промышленных товаров более дешевыми товарами других стран и одновременно накопление огромных богатств в руках правящей верхушки — все это парализовало развитие производительных сил страны. Содержание громоздкого бюрократического аппарата сопровождалось разнузданной оргией казнокрадства.

Успехи испанского оружия сменялись тяжелыми поражениями. Своего рода апофеозом устаревшей и непригодной военной системы Испании была история снаряжения и гибели Непобедимой армады, отправленной в 1588 году к берегам Англии. Испанский «золотой» флот подвергался непрестанной опасности дерзких нападений английских пиратов.

Сам всевластный монарх сочетал в своей натуре редкое трудолюбие и маниакальное упорство с доходившей до абсурда мелочностью и тягостной нерешительностью. Движение времени как бы замирало при испанском дворе, что служило предметом насмешек тех, кто находился за его пределами. Вице-король Неаполя как-то заметил, что если бы он знал, что смерть постигнет его из Испании, то он был бы уверен, что его жизнь будет весьма продолжительна.

Однако обычная медлительность испанской государственной машины уступала место беспощадной и жестокой решительности, с которой Филипп II утверждал свою власть в Европе и искоренял ереси. В атмосфере растущей религиозной нетерпимости инквизиция стала основным оружием его внутренней политики.

В условиях усиливающегося кризиса, который парализовал общественную жизнь, содержание гуманистической мысли приобретало все более утопический характер. В обнаженной форме выступало непримиримое противоречие идеала и действительности — одно из основных противоречий в мировоззрении той эпохи. В величии и незыблемости «земного порядка» проглядывало нечто иррациональное. Ощущение алогизма жизни все сильнее входило в сознание людей. Они слепо вручали свою судьбу капризной игре случая, изменчивой фортуне. Чувство трагизма, взволнованности и душевного надлома окрасило творчество многих мастеров культуры. Изобразительное искусство не могло воплотить всю сложность и многозначность испанской действительности той эпохи, богатство порожденных ею идейных, этических и эстетических проблем. Это стало достоянием литературы. Вместе с тем искусство никак не вмещалось в рамки официального стиля абсолютизма. Трудно представить себе что-нибудь более противоположное реальной Испании той эпохи, чем холодно-помпезный стиль времени Филиппа II — словно стальной панцирь, надетый на пестрый наряд страны. Впоследствии, когда на пороге нового времени прогнивший монархический строй Испании обернулся зловещим фарсом, этот абсолютистский наряд, в свою очередь, превратился в картонную бутафорию. Но никогда тиски монархии не были более жесткими, нежели теперь, в эпоху безграничной деспотической власти короля и внешнего могущества огромной колониальной державы.

Казалось бы, в этот период все живое, передовое и смелое должно было пригнуться к земле, замереть в своем развитии. И все же творческие силы испанского общества не были подавлены ни деспотизмом монархии, ни гнетом католической церкви, ни растущей нищетой. Вторая половина XVI века стала новым этапом в истории испанской культуры. И образ Эскориала вместил в себя содержание целой исторической эпохи.

Читайте также:

Источники