Влияние Конкисты в Америке на искусство Испании

Конкиста в Америке - www.Arhitekto.ru

Лицо этой эпохи определяет не только дух познания нового, но и образ конкисты — кровавой эпопеи завоевания Америки. Конкиста — один из противоречивых драматических процессов, пережитых ренессансной Испанией и формирующих в ее истории новый этап развития. Открытие и освоение Нового Света, несомненно, дало толчок росту общественного сознания, способствовало утверждению нового мироощущения в испанском обществе. В свою очередь американские народы начали приобщаться к достижениям мировой науки, просвещения и искусства, что имело в конечном счете столь важное значение для молодых наций. Но нельзя забывать об оборотной, поистине трагической стороне конкисты, которая выражалась в насилии и тягчайшем колониальном гнете. Колонии в Америке получили от испанцев самые отсталые формы феодального строя, культуру метрополии в ее наиболее консервативных проявлениях.

Такова была губительная, в значительной мере определяемая чисто феодальными интересами колониальная политика Испании, и не случайно поэтому конкисту нередко называют последним крестовым походом средневековья. Вполне естественно, что это насильственное движение вспять во всех сферах испанской колониальной деятельности, в том числе и в области идеологии, духовной жизни, наконец, самого искусства, не могло не находить болезненный отклик и в развитии ренессансной культуры самой метрополии, где новое и так с трудом пробивало себе дорогу. Не случайно то прогрессивное, что несло с собой открытие Нового Света, оказалось все же не в состоянии произвести переворот в сфере художественных образов. Дух этой бурной, великой и глубоко трагической эпохи нe нашел глубокого прогрессивного отражения в испанской культуре.

Действенной силой в XVI столетии выдвинулся конкистадор — авантюрист и жестокий завоеватель, ищущий легкой наживы. Утверждение психологии авантюризма в условиях испанской действительности, которая сохраняла внешний блеск, но уже таила в себе признаки упадка, вносило в духовную жизнь общества оттенок зыбкости всего существующего, своеобразного иррационализма.

Указанные исторические особенности были причиной того, что в ренессансном искусстве Испании пафос «открытия мира», трезвый дух его разумного постижения, раскрепощения и творческого самосознания личности не получили всестороннего и всеобъемлющего проявления. Мироощущение испанских мастеров не достигло жизнеутверждающей цельности искусства Возрождения, чувства внутренней гармонии. Напротив, именно в интересующий нас период выявилось то сочетание идеального и реального, возвышенного и низменного, косного и передового, реального и гротескного, аскетической суровости и безудержной пышности, которые легли в основу дальнейшего развития испанской культуры.

Читайте также:

Источники