Средневековье долго удерживало прочные позиции в истории Испании. XV столетие, ознаменованное в Италии и Нидерландах подъемом ренесансного движения, стало в Испании временем невиданной разрухи и междоусобиц. Кастильские короли сплошь и рядом оказывались бессильными обуздать феодальную анархию. Крестьянские восстания второй половины XV века носили характер открытой войны против феодалов и городского патрициата.
В обществе, все классы которого были «приведены в движение» веками реконкисты, назревали общие и для других стран Европы исторически прогрессивные процессы, в условиях Испании окрашенные особым оттенком воинственности и религиозного пыла.
Брак наследницы кастильского престола Изабеллы и Фердинанда, наследника арагонской короны, в 1469 году заложил основы будущего единства Испании. Последовавшее затем в 1479 году объединение страны под их властью имело прогрессивное значение, оно совершилось на фоне коренных социальных сдвигов, перед лицом опасности, требовавшей сильной монархии.
Используя поддержку боевого союза городов — Священной Эрмандады,— королевская власть подавила сопротивление феодалов. Однако в целом испанская знать не утратила своих худших привилегий и заняла господствующие позиции в системе государственного управления. Вскоре было предпринято наступление на средневековые вольности городов. Для утверждения своего господства Фердинанд и Изабелла, которые получили от римского папы официальное наименование Католических королей, опирались на утвержденную в 1480 году инквизицию. Именно этот период оказался благоприятным для завершения реконкисты. В 1492 году пала Гранада. Поиски новых источников дохода содействовали активной колониальной экспансии Испании. В том же знаменательном 1492 году произошло событие огромного мирового значения — открытие Америки Христофором Колумбом.
Объединение страны, становление абсолютной монархии, окончание реконкисты и колонизация Нового Света способствовали политическому возвышению Испании, которая выходила из замкнутых рамок внутреннего развития на международную историческую арену. Раннее включение в процесс первоначального капиталистического накопления на первых порах вызвало экономический подъем страны, рост товарно-денежных отношений и расцвет городов.
В XVI веке Испания превратилась в сильнейшую державу мира, объединявшую под властью Габсбургов столь огромную империю, что в ее пределах, по словам современников, никогда не заходило солнце. Однако могущество империи основывалось главным образом на военной силе, а богатство доставлялось из зависимых стран и от грабежа американских колоний. Господство феодального режима, подавлявшего ростки новых капиталистических отношений, накопление сокровищ в руках правящих классов — все это, парализовав развитие производительных сил, вскоре привело Испанию к глубокому упадку.
Знаменательно складывалась судьба испанских городов. Их экономический расцвет был недолговечным, а политические притязания не выходили за рамки борьбы за средневековые вольности. В этой политической и экономической незрелости испанских городов таились предпосылки недостаточно последовательного распространения в Испании новой антифеодальной культуры. Разгром испанским абсолютизмом восстания кастильских городов, так называемого восстания коммунерос (1520—1524), окончательно уничтожил их средневековые вольности. Но если наступление абсолютизма на средневековые права городов в других странах Европы не воспрепятствовало дальнейшему росту буржуазии, совершавшемуся под покровительством самой абсолютной монархии, то в Испании процесс утверждения абсолютизма сопровождался растущим разорением буржуазии. Все это тормозило широкое распространение здесь передовых идей времени, ренессансного мироощущения.