Особенности развития системы испанского искусства в Средние века и эпоху Возрождения

Эскориал. Испания - www.Arhitekto.ru

Различные области творческой деятельности в испанской культуре средних веков и эпохи Возрождения развивались неравномерно.

Испания - страна великой литературы, которая значительно опережала развитие изобразительных искусств. Характерно, что ее высокий расцвет, называемый обычно «золотым веком», начало которого относят ко второй половине XVI столетия, опередил «золотой век» испанского искусства, более сжатого во времени и охватившего, как и в других странах Европы, лишь первую половину и середину XVII столетия. Художественная проблематика и сам круг образов испанской литературы на более ранних, интересующих нас этапах находили лишь косвенные созвучия в системе пластических искусств.

В средние века и эпоху Возрождения в этой системе господствующее положение занимала архитектура. Можно сказать, что ее «золотым веком» в русле собственно испанской традиции был период с конца XV и по начало XVII столетия.

Расцвет переживала и скульптура, целиком подчиненная архитектуре, ставшая одним из активных слагаемых образного синтеза. Орнаментальная система мусульман сменилась стихией изобразительных форм, наделенных собственно пластическими формами выразительности. И в эпоху испанского Возрождения скульптура, еще тесно связанная со средневековым ремесленным мастерством и выросшая из многовекового опыта народной резьбы по дереву и камню, ценилась выше живописи.

Стиль испанского Возрождения, прозванный позже платереском (то есть ювелирным), основывался не столько на тектонически-конструктивных, сколько па живописно-пластических принципах; в произведениях платереска трудно разграничить творчество архитектора от творчества скульптора.

Неравномерно и менее результативно развивалась живопись, которой предстояло только в далеком будущем сказать свое веское слово. Однако и испанскую живопись отличали неожиданные яркие вспышки: то в творчестве отдельных мастеров, то в художественных завоеваниях некоторых местных школ, как, например, Каталонии и Валенсии.

Читайте также:

Источники