«Постройки, недоконченные Тиберием, он (Гай Каллигула) завершил: храм Августа и театр Помпея. Сам он начал строить водопровод из области Тибура и амфитеатр поблизости от септы; одну из этих построек его преемник Клавдий довел до конца, другую оставил. В Сиракузах он восстановил рухнувшие от ветхости стены и храм богов. Собирался он и на Самосе отстроить дворец Поликрата, и в Милете довершить Дидимейский храм, и в Альпийских горах основать город, но раньше всего — перекопать Истмийский перешеек в Ахайе: он даже посылал туда центуриона, чтобы сделать предварительные измерения…
Палатинский дворец он продолжил до самого форума, а храм Катора и Поллукса превратил в его прихожую, и часто стоял там между статуями близнецов, принимая божеские почести от посетителей; и некоторые величали его Юпитером Латинским. Мало того, он посвятил этому божеству особый храм, назначил жрецов, установил изысканнейшие жертвы. В храме он поставил изваяние в полный рост и облачил его в собственные одежды… После этого он перебросил мост с Капитолия на Палатин через храм божественного Августа, а затем, чтобы поселиться еще ближе, заложил себе новый дом на Капитолийском холме»
Гай Светоний Транквилл.
В год начала своего правления Гай Каллигула завершил начатый еще его предшественником императором Тиберием храм Августа - он был освящен в 37 г. н. э.
В 39 г. также был построен знаменитый мост в Байях - через залив между Байями и Путеоланским молом. По свидетельству Светония Транквилла его длинна составляла около трех тысяч шестьсот шагов.
«Для этого он собрал отовсюду грузовые суда, выстроил их на якорях в два ряда, гнасыпал на них земляной вал и выровнял по обоазцу Аппиевой дороги. По этому мосту он два дня подряд разъежзал взад и вперед... Я знаю, что по менеию многих, Гай выдумал этот мост в подражение Ксерксу, который вызвал такой восторг, перегородив намного более узкий Геллеспонт, а по мнению других - чтобы славой исполинского сооружения устрашить Германию и Британию, которым он грозился войной»
Частично сохранился до нашего времени грандиозный акведук (водопровод) Клавдия (38—52 гг. н. э.) в основном, в виде огромных руин (9, т. 2. стр. 608-609, 625).
«Благоустройство и снабжение города было для него (императора Клавдия) всегда предметом величайшей заботы. Когда в Эмилиевом предместье случился затяжной пожар, он двое суток подряд ночевал в дирибитории; так как не хватало ни солдат, ни рабов, он через старост созывал для тушения народ со всех улиц и, поставив перед собою мешки, полные денег, тут же награждал за помощь каждого по заслугам. А когда со снабжением начались трудности из-за непрерывных неурожаев и однажды его самого среди форума толпа осыпала бранью и объедками хлеба, так что ему едва удалось черным ходом спастись во дворец,— с тех пор он ни перед чем не останавливался, чтобы наладить подвоз продовольствия даже в зимнюю пору. Торговцам он обеспечил твердую прибыль, обещав, если кто пострадает от бури, брать убыток на себя; а за постройку торговых кораблей предоставил большие выгоды для лиц всякого состояния: гражданам — свободу от закона Папия-Поппея, латинам — гражданское право, женщинам — право четырех детей. Эти установления в силе и до сих пор.
Постройки он создал не столько многочисленные, сколько значительные и необходимые. Главнейшие из них — водопровод, начатый Гаем, а затем — водосток из Фуцинского озера и гавань в Остии, хоть он и знал, что первое из этих предприятий было отвергнуто Августом по неотступным просьбам марсов, а второе не раз обдумывалось божественным Юлием, но было остановлено из-за трудностей. По водопроводу Клавдия он привел в город воду из обильных и свежих источников Церулейского, Курциева и Альбудигна, а по новым каменным аркам — из реки Аниена и распределил ее по множеству пышно украшенных водоемов. За Фуцинское озеро он взялся в надежде не только на славу, но и на прибыль, так как были люди, обещавшие взять расходы по осушению на себя, чтобы получить за это осушенные поля. Местами перекопав, местами просверлив гору, он соорудил водосток в три мили длиной за одиннадцать лет, хотя тридцать тысяч работников трудились над ним без перерыва. Гавань в Остии он построил, выведя в море валы слева и справа, а при входе поставив на глубоком месте волнолом: чтобы утвердить его, он затопил на этом месте тот корабль, на котором был из Египта привезен огромный обелиск, укрепил его множеством свай и на них возвел высочайшую башню по образцу александрийского Фароса, чтобы по ночам на ее огонь держали путь корабли»
Гай Светоний Транквилл.
Триумфальная арка Тита в Риме