www.Arhitekto.ru - Архитектору

История архитектуры

...на главную
...карта сайта

 | Архитектура Древнего мира |  Античная архитектура |  Византия |  Древняя Русь |  Исламская и арабская архитектра |  Романский стиль | 
 |  Средневековая Италия |  Французская готика |  Архитектура Испании |  Возрождение |  Барокко |  Классицизм | 

Архитектура Древней Руси

Русская архитектура XVII века

Поганкины палаты. XVII в. Псков - www.Arhitekto.ru Если говорить о самом общем впечатлении, которое оставляет знакомство с памятниками русской архитектуры XVII века, то это будет впечатление резкого усложнения архитектурных форм, впечатление их праздничного богатства. На место все еще существовавших в XVI веке областных, территориально-ограниченных архитектурных школ (московской, новгородской, ярославской и т. д.) встало единое, нерасчлененное по областям искусство. И это искусство формируется под влиянием нового мировоззрения, нового, неаскетического отношения к внешнему миру, к природе, к человеку. Новое миропонимание сказывается и в связи здания с природой путем раскидистых лестниц, крылец, переходов, "галдарей" (например, церковь Покрова в Филях, 1693), и в общем живописном решении архитектурных задач, и в исключительной декоративности зданий, и в богатстве орнаментации, и во внесении цвета в архитектуру, широко использующую многоцветную окраску и керамику.

В XVII в. наступает период наиболее пышного декоративного расцвета кремлевской архитектуры. Этому способствовало укрепление обороноспособности Московского государства, в силу чего кремли, как средства защиты городов, уже стали отступать на второй план. В 1680-х годах надстраиваются башни Московского Кремля. Вместе с золотыми куполами соборов, стоявших в середине кремлей, кремлевские стены и башни, украшенные белокаменной резьбой, образуют невиданное на Западе и ни с чем несравнимое зрелище. Таковы Московский Кремль, Новодевичий монастырь в Москве, Троицс-Сергиевская лавра и ряд других аналогичных сооружении.

Архитектура XVII века продолжала развивать приемы предшествующего периода, но отличалась повышенной декоративностью форм, еще большим, чем ранее, разнообразием мотивов, активным применением пластических деталей и цвета во внешнем и внутреннем облике зданий. Строительство продолжало расширяться — и гражданское, и культовое. Строятся большие жилые дома бояр и купцов, дворцовые комплексы.

Примером каменных боярских и купеческих домов-особняков являются известные Поганкины палаты в Пскове, построенные также в XVII веке. Во внешнем их облике — типичные для Пскова сдержанность и простота. Поганкины палаты не дворцовое, а купеческое здание. Однако архитектура псковского сооружения во многом сходна с московскими кремлевскими и другими постройками своей асимметрией и живописностью объемов, их пластичностью, сочностью деталей. Крыльцо Поганкиных палат построено, как и все входные крыльца старых домов Пскова, весьма характерно — с крутыми лестничными маршами, низкими круглыми столбами, "ползучими" арками. Внутри Поганкиных палат и других современных им псковских зданий — небольшие горницы, низкие, давящие своды, маленькие окна в толстых, массивных стенах. На углу дома висит доска, надпись на которой сообщает, что палаты построены во второй половине XVII века, и далее объясняет: "Толчком к постройке таких домов-крепостей явились Псковское народное восстание 1650 года и частые пожары, опустошавшие город". Поганкины палаты, таким образом, рассматриваются как крепость, где богатые псковские купцы укрывались от народного гнева.

Из всех сооружений XVII столетия каменные церкви отличаются наибольшей декоративностью. Их облик складывался в результате сильного воздействия двух начал — деревянного зодчества и декоративных форм светских зданий. Обилие украшающих форм придает им нарядный, живой характер, но чаще всего этот результат достигается за счет игнорирования конструктивной и функциональной логики. Выше уже отмечалось, что в церквах XVI и XVII веков увеличивается число закомар и кокошников, располагающихся в несколько ярусов и "отрезанных" от основных стен здания тягами и карнизами. Этот прием гораздо чаще встречается в XVII веке, чем в предыдущем столетии. В некоторых храмах XVII века фасады основного объема разделены на ярусы с окнами в каждом из них. Снаружи создается впечатление деления сооружения на изолированные этажи, чего нет на самом деле — внутренний объем остается нерасчлененным. Зодчие XVII века широко применяли также декоративные мотивы — резные наличники окон, колонки, одинарные и парные, тяги, карнизы, арочки, кокошники, нишки и другие. Эти тенденции и формы наблюдались в таких сооружениях предыдущего времени, как собор Василия Блаженного, теперь они умножаются и становятся правилом. Фасады церквей ярко раскрашиваются, в их оформлении нередко применяются цветные изразцы. Широко используются фигурная кладка из лекального кирпича, сочетание красного кирпича с вкраплениями из белого камня. В этом многоцветий и в орнаментальных деталях нельзя не видеть воздействия народных основ декоративного искусства, в частности русской народной деревянной резьбы. Богатое и разнообразное убранство фасадов русских сооружений XVII века обычно обобщают термином "стиль узорочья". Одним из наиболее типичных памятников рассматриваемого времени является церковь Троицы в Китай-городе в Москве, построенная в 1628—1653 годах.

Прекрасные образцы культовой архитектуры XVII века дает Ярославль. В построенных здесь церквах — Ильи Пророка и других — в полной мере сохранены начала монументальности, несмотря на увеличение декоративных элементов.

Архитектурное мастерство, достигшее в XVII веке исключительного разнообразия форм, задерживалось в своем развитии старой организацией строительства, не отвечавшего запросам архитекторов, старыми строительными приемами, старыми способами обучения зодчих и недостатком теоретических знаний. Этот разрыв с годами становился все большим. Древняя Русь не знала специального архитектурного обучения. Зодчие воспитывались исключительно на практической работе. Они начинали свою работу простыми каменщиками и овладевали архитектурными знаниями во время долгой работы, иногда в течение нескольких десятков лет. Часто строительное дело было семейной профессией, передавалось от отца к сыну, из поколения в поколение. В этих условиях традиционные формы достигали высокого совершенства, однако введение новых конструктивных решений было крайне затруднено. Особенно тормозилось развитие архитектуры в конце XVII столетия невозможностью произвести предварительные расчеты или точно отобразить архитектурные замыслы в чертеже. В чертежах господствовали иконописные приемы условного изображения зданий. Отдельные части зданий изображались в условной, "обратной" перспективе, как на иконах, и т. д. В результате выстроенное здание резко расходилось с чертежом, а чертеж не соответствовал местности и требовал исправления в процессе стройки, как это было, например, при постройке гостиного двора в Архангельске (2, стр. 287-337; 8, стр. 109-113; 10, стр. 227-250; 21, стр. 212-214).

Список использованной литературы

Похожие статьи:

- Пятницкая церковь в Чернигове (конец XII - начало XIII в.)

- Кремлевский комплекс в Москве

- Крепостные сооружения XV-XVI вв.

- Каменные жилые дома XIV-XVI вв.

- Предметы русского интерьера XVI-XVII вв.

- Русское зодчество XII—ХIII веков Н. Воронин

на главную



© Все права сохранены. Arhitekto.ru