Кремлевский комплекс в Москве

Бон Фрязин. Колокольня Иван Великий. XVI в. Московский Кремль - www.Arhitekto.ru

После битвы на Куликовом поле (1380 г.), где объединенное русское войско нанесло поражение монголо-татарам, московское влияние охватывало один район за другим. Древнейшие памятники московской архитектуры, относящиеся к концу XIV в., стоят на высоком цоколе и завершаются ярусами закомар на ступенчато повышающихся арках. В Московском Кремле, в подвальной части Благовещенской и Рождественской церквей, сохранились остатки церквей конца XIV в. Раннемосковское зодчество конца XIV — начала XV в. продолжает после столетнего перерыва традиции русской архитектуры, но памятники отличаются от прежних.

При великом князе московском Иване III (начиная с 1462 г.) Москва становится центром сильного Русского государства. Осуществляется перестройка Кремля и возводится храм, где проходит коронование русских царей, — Успенский собор с пятью куполами, архитектура которого испытывает сильное византийское влияние. С 1485 по 1495 год русскими мастерами, совместно с приглашенными итальянскими архитекторами, вместо старых каменных обветшалых стен Московского Кремля были построены новые, более мощные и высокие, кирпичные. Строительство велось на основе последних достижений фортификационной техники. Вновь возникший Кремль стал самой крупной и современной крепостью в Европе. Неприступные стены, завершенные бойницами и зубцами, достигали по высоте от 10 до 17 метров и дополнялись мощными башнями прямоугольной и круглой формы. Фортификационные качества Кремля усиливались его расположением на холме и наличием с двух сторон водных преград — реки Москвы и впадавшей в нее речки Неглинки. С третьей стороны был создан искусственный канал с подъемными мостами.

В пределах Кремля в это же время началась перестройка соборных зданий. В 1470-х годах итальянскому зодчему Аристотелю Фиораванти было поручено на месте старого возвести новый Успенский собор, по образцу Успенского собора во Владимире. В свою очередь московский храм стал позже примером и образцом для ряда подобных сооружений XVI века. План собора в соответствии с установившимися традициями делится на три продольных и три поперечных нефа, подкупольные столбы приобрели в виде исключения круглую форму и по отношению к общей площади занимают гораздо меньшее место, чем массивные опоры в новгородских церквах. Современники говорили, что собор построен «палатным» образом - внутренний объем воспринимается как единое большое свободное пространство. Собор имеет пять алтарных апсид. Храм перекрыт по закомарам. Стены, выложенные из кирпича, в соответствии с итальянской практикой, впервые в русском строительстве облицованы камнем. Своими четкими объемами, пропорциями, правильностью выкладки форм собор производит впечатление монументальности и величия. Златоглавый Успенский собор являлся центральным сооружением Кремля и всей Москвы того времени. Декоративные элементы на фасадах ограничены аркатурным фризом, опоясывающим собор на половине его высоты. Мотив аркатуры с колонками воспринят был от памятников Владимира XII века.

Во второй половине XV столетия, при Иване III сложился комплекс Большого Кремлевского дворца, который представлял собой живописную группу каменных и деревянных корпусов с высокими цветными кровлями. Асимметричная, многообъемная композиция Кремлевского дворца была обусловлена традициями русской деревянной архитектуры, определившимися в более раннее время. Дворец состоял из ряда палат, флигелей, соединяющих их переходов и крылец. Из них сохранилась лишь Грановитая палата (1487 — 1491) — обширный зал, перекрытый сводами, опирающимися на наружные стены и центральный массивный квадратный в плане столб. Стены и своды палаты были сплошь покрыты живописью. Существующая в настоящее время роспись конца XIX века, сухая и жесткая, напоминает первоначальную лишь по самым общим композиционным признакам.

Московская архитектура в XVI веке обогатилась рядом выдающихся сооружений. В 1530-х годах в селе Коломенском под Москвой была построена церковь Вознесения необычной до этого времени в каменном строительстве шатровой формы — в виде высокой пирамидальной башни. В основании церкви — форма квадрата (четверик) с небольшими выступами с каждой стороны, выше расположен восьмигранник (восьмерик); композиция завершается высоким шатром. Основной объем окружен на уровне земли открытой галереей на арках с лестницами. Сооружение явилось монументом, посвященным значительному в то время событию — рождению сына Василия III, будущего царя Ивана Грозного. Высокий и стройный храм, поставленный на холме, на берегу Москвы-реки, вознесся над просторами полей и лесов. Зодчий, строивший его, проявил удивительное умение органично ввести архитектуру в окружающую природную среду. Своеобразная композиция итого сооружения была связана своим происхождением с традициями русского деревянного строительства Севера, где высотный тип храма был чрезвычайно распространен.

Спустя двадцать пять лет в Москве, у стен Кремля, на Красной площади зодчими Бармой и Посником был построен еще один храм высотного, шатрового типа — собор Василия Блаженного. Это сильно расчлененное сооружение с одиннадцатью башнями, каждая из которых имеет свою форму и высоту. Композиция собора объединяет целых девять столпов. Все девять, составляющих чрезвычайно живописное целое, объединены в своем основании галереями и крыльцами, как и церковь в Коломенском. Сложный ритм девяти башенных объемов, увенчанных сочными луковицами, обилие деталей, архитектурных и живописных, яркая полихромная расцветка — все это не имеет аналогии в русском зодчестве. Вместе с тем архитектура этого сооружения чрезвычайно убедительно выражает черты русского национального стиля, его народную основу, связанную, в частности, с русским деревянным зодчеством и прикладным искусством, с орнаментом, резными изделиями из дерева. Этот храм ярко показывает, как можно было исходную византийскую концепцию изменить под влиянием местных условий.

Читайте также:

Источники