От рокайля к рококо

Интерьер Амалиенбурга в Нимфенбурге - www.Arhitekto.ru

С конца XVII в. в Германии достигает расцвета традиция интерьеров в искусственном мраморе с богатыми орнаментами из листьев, самые прекрасные образцы которых находятся в аббатствах Вессобрунпа и Обермархталя. Благодаря этой традиции французские орнаменты, распространившиеся посредством гравюр, перенесенные в искусственный мрамор и обогащенные новыми мотивами, быстро приобрели за Рейном невиданную прежде пластичность. Уплотнение орнаментов ведет к тому, что они постепенно теряют роль бордюра, которая всегда сохраняется во Франции; частое использование растительных мотивов в конце концов придает им совершенно оригинальный характер - более роскошный и помпезный. С другой стороны, это искусство, предназначенное для салонов парижской аристократии, развивается теперь в церкви и неожиданно становится ближе к народному вкусу. В сочетании с фресками украшения обретают новую полихромию и, главное, величественный масштаб — в соответствии с объемным пространством храма.

В Германии они не выйдут из моды вплоть до 1770-х г., когда окончательно утвердится неоклассицизм вкупе с возвратом к архитектурному ордеру и античным арабескам, которые вновь будут заключены в строго определенные рамки.

Интерьеры церкви в Штайнхаузене были созданы в конце 1720-х г. Орнаментальные мотивы характеризуются симметрией, но ничего нового и них нет. Зато созданные десять лег спустя интерьеры Кювилье в павильоне Амалиенбург в мюнхенском Нимфенбурге выглядят подлинно новаторскими вследствие освобождения от всех условностей, дерзости пластических решений, свежести красок и неистощимой фантазии. Любой посетитель салона в Амалиенбурге теряет ориентацию из-за многочисленных зеркал и особым образом расположенных окон.

Созданный Хоппенхауптом проект интерьера для тронного зала уступает вдохновенным композициям Кювилье. Громадная рамка почти во всю высоту стены была бы немыслима во Франции, где орнамент всегда сохраняет более тонкую текстуру. Сравнительно важная роль, которую играют пустые поверхности, характерна для рокайля с его склонностью к выступающим конструкциям на стыках различных частей интерьера.

Читайте также:

Источники