Первая половина XVIII века в интерьере и прикладном искусстве — стадия позднего барокко, или стиля рококо. В области прикладного искусства его принято делить на два этапа: раннее рококо, или стиль регентства (1715-1723 гг.), и развитое рококо (1723-1750 гг.).
В стиле рококо ордера в декорировке не употребляются. Единственным приемом оформления стен являются филенки и панно. Карниз как таковой часто отсутствует и заменяется тонкой тягой. Обнаруживается тенденция к слиянию основной плоскости стены с вышележащей падугой, с тем чтобы стена незаметно переходила в плафон.
Панно обрабатывались очень мелким орнаментом. Орнамент обрамления стенных панно, плафонных розеток, досюдепортов (наддверников), филенок дверей, рам, зеркал чаще всего симметричен по построению, но иногда и асимметричен. В основе его лежат мотивы акантового листа, и его побегов, раковины, морской волны, источенных морским прибоем камней, трельяжной сетки; все эти темы сильно стилизованы. Иногда в орнамент вплетаются китайские мотивы. В это время между Европой и Китаем укрепляются торговые связи и китайские мотивы украшений входят в моду. В китайском стиле иногда оформлялись целые помещения.
Широко используются зеркала, применявшиеся еще во второй половине предыдущего столетия (Зеркальная галерея Версаля). Зеркала давали возможность использовать эффект иллюзорного увеличения маленьких комнат: в них отражалась противоположная стена и создавалось впечатление пространства за пределами помещения.
Архитектура этого времени никогда не подчеркивала массы стены; наоборот, она стремилась снять ощущение их массивности. С этой целью оконные рамы на фасадах ставятся почти «заподлицо», в одной плоскости со стеной. В интерьерах никогда не применяются креповки, выступы. В результате эти средства создают ощущение воздушной и изящной, «картонной», почти нематериальной архитектуры.
Названные признаки определяют понятие стиля рококо (иначе рокайль, или стиль Людовика XV). К этому необходимо добавить еще один очень важный фактор — специфический колорит, который строится на гамме забеленных, приглушенных, бледных тонов. На смену мажорным, интенсивным цветам зрелого барокко XVII века (стиля Людовика XIV) приходят оттенки жемчужно-серого (гри де перль), голубоватого (перванш), цвета крабового мяса (сомон), бледно-охристого (беж) и другие. Предпочтительным вниманием пользуется белый цвет. Золото для деталей применяется не только «горячее», червонное, но и холодных зеленоватых оттенков, иногда матовое. Как и прежде, уделяется особое внимание серебру. Все сказанное распространяется на мебель и изделия прикладного искусства.
Мануфактурная промышленность по производству изделий декоративно-прикладного искусства по-прежнему находится на высоком уровне — мебельная, ткацкая, ювелирная, керамическая. Главные признаки рококо — легкость, изящество, мелкомасштабность, перенос основного акцента в оформлении на орнамент, большей частью сильно стилизованный, волнообразность очертаний предметов — распространились на мебель и другие виды предметного мира.
Мебель в это время, прежде всего стулья, кресла, уменьшается в своих габаритах: постепенно снижаются спинки, утончаются ножки и подлокотники, сиденья же расширяются. Ножки органично переходят в раму сиденья, проноги исчезают. Все части мебели наделяются тонкой резьбой в виде цветов, раковин, стилизованного орнамента. Деревянные части золотятся или покрываются краской — фон одним цветом, резьба Другим; иногда резные детали окрашиваются в два цвета с частичным введением позолоты, мягкие — обтягиваются шпалерной, шелковой тканью, соответствующей форме и цвету деревянной основы.
Помимо кресел и стульев распространены были небольшие легкие диванчики, канапе. Типы диванов и кресел приобретают большое разнообразие.
В формах кроватей также наблюдается достаточное многообразие. Сохраняется балдахин, но иногда он крепится не на колонках, а под потолком, и конструктивно с кроватью не связан. Сама кровать в отдельных случаях имеет не две, а одну спинку. Входят в употребление предкаминные экраны.
Чрезвычайно большое распространение получают комоды, консоли и невысокие письменные столы-бюро. Для их основного объема («кузова») характерно своеобразное «выпучивание» стенок, как бы стекающих вниз. Такой эффект возникает вследствие изогнутости опорной части, слитой с ножками: последние имеют выпуклость в верхней своей части и далее, выделяясь из корпуса, приобретают вогнутую форму. Корпусная мебель (комоды, различного вида столики) обрабатывалась тонкими наклейками из дорогих привозных пород дерева — розового, черного, палисандра, амаранта и других. Мастера-мебельщики в это время широко используют технику набора — как маркетри, так и интарсию. Резные детали мебели делались из более мягких пород дерева, в частности липы; часто вводились бронзовые накладки в виде стилизованного аканта и картушеобразных форм типа рокайль.
Одним из устойчивых признаков мебели рококо является применение восточных, в частности китайских форм — в виде наборных изобразительных композиций передних частей комодов, в декоративных тканях и других.
Гобелены, как и ранее, занимают видное место в убранстве интерьеров, однако приобретают новые особенности: уменьшаются в размерах (в связи с уменьшением габаритов помещений), цветовая гамма высветляется, композиционное построение отличается большей легкостью, очень часто они воссоздают произведения живописи. Выпускаются так называемые стуловые шпалеры и шпалеры для обтягивания каминных экранов. Большое развитие получает шелковая промышленность, выпускавшая узорные ткани — гродетуры, бархат и другие материалы с введением, помимо изобразительных тем, орнаментальных, кружевных и иных мотивов, иногда с вплетением золотых, серебряных нитей.
В это время по-прежнему активно используется серебро — для предметов освещения, пладаминажей, сервизов и в отдельных случаях — для мебели. Мягкий и податливый материал с легкостью принимал пластичные, причудливые формы стилей регентства и рококо.
Продолжал использоваться фаянс. Создаются предметы из так называемого мягкого фарфора, увлечение которым началось с появления в Европе восточного фарфора, в частности китайского.