«Рокайль» (rocaille), в западной архитектуре и декоративном искусстве - стиль XVIII века, характерной особенностью которого являются тщательно разработанные орнаментальные мотивы в виде стилизованных ракушек, камней и спиралей. Термин «рокайль» ведет свое происхождение от словаря садоводов. Поскольку он связан с украшениями фонтанов и гротами из ракушек, его близость к водной стихии очевидна. Рокайль представляет собой одно из наиболее выдающихся проявлений стиля рококо в архитектуре и интерьере, разработанного во Франции в период правления короля Людовика XV (1715-1774 гг.). Стиль рокайль определялся как реакция как на классическую строгость уже исчерпавшего себя стиля барокко, так и на возродившийся интерес к природе и естественным наукам. Во Франции слово «рокайль» означает «булыжник» или «галька». Рокайль чаще всего проявляется на небольших фрагментах мебели в бытовых предметах, особенно в таких личных вещах, как табакерки и ручные зеркала. В отделке стен деревом или штукатуркой рокайль проявляется в использовании узоров в виде раковин, гальки и цветов, папоротников и коралловых форм, выделенных асимметричными простыми или двойными кривыми. Первоначально этот термин применялся для обозначения причудливых и искусственных гротов, сооружавшихся в парках в период позднего Возрождения.
Рокайль в зародыше встречается и в гротеске, который со временем получил другое наименование — арабески. Здесь также присутствует постоянная игра с устойчивым и неустойчивым, вкус к причудливому и странному. Однако в самом начале XVIII в. во Франции появляются радикальные новшества: слияние с другими типами украшений, прежде всего с трофеем и картушем, стремление выйти за строго очерченные рамки и обретение пластичности.
Первым признаком зарождающегося стиля можно считать новое орнаментальное решение рамки. Украшения, прежде живописные и ограниченные пределами панно, становятся лепными и захватывают саму рамку, контуры которой теряют устойчивость. Этим изначальным расползанием объясняется всегда присущая рокайлю любовь, к пустым поверхностям. В отличие от гротеска, пышные орнаменты никогда — даже в самых дерзких композициях — не покрывают стену сплошным узором. С другой стороны, мотивы рокайля тяготеют к натурализму, хотя довольно быстро происходит слияние ракушек с картушами, вязи с листвой, трофеи с камешками, и подобная стилизация часто не позволяет определить, к какому миру — минеральному, растительному или животному — относятся эти формы.
Первый импульс был дан Пьером Ле Потром в правление Людовика XIV — в частности, в Марли. Опнор, работавший для регента (Пале-Рояль) и Вассе, более связанный с прежним двором (интерьеры отеля Тулуз), принадлежат к числу самых выдающихся творцов эпохи Регентства. В 1730-е г, торжествует «живописный стиль» — кульминация рокайля во Франции. Наиболее известными его представителями были Мейсоннье, создавший рисунки для баронессы Безенваль, маршала Биленского и княгини Чарторыжской, и особенно Пино, который работал в отелях Руйе, Виллар, Роклор и Мазарини.
Арабески на потолке, расписанном 1697 году Рене Шово для Стокгольмского дворца Тессин, близки к стелю Жана Берена, главного французского декоратора конца XVII в. Завитки и орнаментальные полоски, которые восходят к вышивкам и мавританским узорам, сочетаются с традиционными для гротеска балдахинами, фигурками и драпировками. Достигнутый живописными средствами эффект композиции в рамке сходен с тем впечатлением, котоого будут добиваться несколько лет спустя создатели рельефных украшений настенных панелях.
Арабески Клода Одрана, более легкие, чем арабески Жана Берена, стилистически скорее напоминают традиционный гротеск. Здесь представлены изящно позирующие женщины, разнообразные чудовища и тонкий растительный орнамент. Клод Одран, который на короткое время привлек к работе Ватто, был самым знаменитым создателем арабесок в начале XVIII в.