Наиболее активным и авторитетным мастером второй половины XVII века был Жюль Ардуэн Мансар (1646-1708 гг.) — внучатый племянник Франсуа Мансара, главный королевский архитектор в период правления Людовика XIV. Мансар-младший завершил строительство Версаля, создал строго квадратную Вандомскую площадь в Париже, в центре которой возвышается высокая колонна, напоминающая колонну Траяна в Риме. Его именем названы популярные в тот период и часто используемые и позже «мансарды».
Большой архитектурно-строительной задачей во второй половине XVII в. явилась перестройка замка Версаль. В 1678 он становится главным архитектором Версаля - перестраивал и достраивал дворцово-парковый ансамбль. По его проекту в 1670-х годах дворец сильно увеличивается — справа и слева от основного сооружения, с некоторым отступом от основного паркового фасада воздвигаются два огромных корпуса, предназначенных для размещения лиц свиты и различных служб. Фасады их разрабатываются теми же декоративными средствами, что и центральный. Общая протяженность фасадов дворца увеличилась втрое, и геометризм его объемов, завершенных единым карнизом, стал ощущаться еще более остро.
Разрабатывая планы архитектора Лево, Маснар построил также новый зеркальный зал, оранжерею, Большой Трианон, во время строительства чассовни зодчий умер. В пределах основного корпуса Мансар заложил террасу второго этажа, благодаря чему парковый фасад выпрямился и выиграл в единстве впечатления. На месте террасы была создана Зеркальная галерея как центральный зал дворца, соединивший залы Войны и Мира. Пространство огромной галереи-зала перекрыто мощным сводом, украшенным картинами на мифологические темы. Арочным оконным проемам одной стороны галереи, обращенной к парку, соответствуют большие зеркала на другой ее стороне. Простенки оформлены пилястрами, облицованными голубовато-сиреневого тона мрамором. Галерея производит впечатление монументальности, величия и сдержанности. Строительство обширного дворца с множеством помещений, способных вместить 10 тыс. человек, было завершено в начале XVIII в.
Мастер построил множество зданий общественного назначения, церквей и коттеджей. Собор Дома Инвалидов в Париже (окончен в 1700 г.), возведенный Мансаром,— крупнейшее церковное сооружение французской столицы того времени - с центричной композицией и высоким куполом, под которым помещена теперь гробница Наполеона. Предполагают, что Жюль Маснар построил собор по нереализованному плану его деда, Франсуа Мансара для часовни усыпальницы семьи Медичи). Призматический объем церкви служит основанием для огромного купола, поднятого на высокий барабан и позже позолоченного. Определенно архитектор опирается на опыты Франсуа Мансара по наложению двух куполов друг на друга, причем у первого имеется отверстие в центре, а второй освещается скрытыми от взгляда проемами. Если трактовка архитектурных форм основной части здания классицистична, то в силуэтном решении купола и в элементах его убранства ощущаются барочные черты. Сооружение это как бы завершает собой развитие монументальной архитектуры XVII столетия, архитектуры, которую можно определить как классицизирующее барокко.
Мансаром была создана одна из основных, самых больших площадей Парижа — Вандомская, составляющая новый этап французского градостроительства. Площадь имеет прямоугольные-очертания и ограничена двумя П-образными сооружениями. Их фасады оформлены большим ордером, охватывающим второй и третий этажи. Первый служит ему пьедесталом. Таким образом, площадь решена на основе единого классицистического приема.