Интерьеры в «стиле Людовика XIII»

Полок зала дворца Лувра - www.Arhitekto.ru

Пример итальянской архитектуры и монументального искусства оказал сильнейшее стимулирующее воздействие на Францию. Французские интерьеры XVII — первой половины XVIII века дают нам богатейшую и разнообразнейшую картину эволюции и смены стилистических оттенков барокко.

Первая, ранняя стадия в развитии интерьера и прикладного искусства французского барокко — так называемый стиль Людовика XIII (примерно до начала 1640-х годов). Интерьеры этого времени сохраняют основные признаки внутренних отделок предыдущего периода — зрелого Возрождения, но на этой основе возникают и усиливаются декоративистские тенденции, проявляющиеся в основном в применении резных, витых, токарно-выточенных форм в мебели, в особом интересе к сочетанию различных по цвету и рисунку материалов.

В первой половине XVII века формируется планировка французского жилого дома с центрально расположенным большим парадным залом; с обеих сторон зала — комнаты, составляющие анфиладу, завершаемую парадной спальней. Все парадные помещения должны были выводиться не в сторону подъездного двора, а в сторону сада, расположенного за домом.

Стены парадных залов в первой половине XVII века облицовывались, так же как и в Италии, цветным мрамором, но отделка здесь в целом более сдержанная. В жилых помещениях, как и раньше, делались деревянные панели, выше стены нередко обтягивались тисненой кожей или покрывались шпалерами отечественного производства. Помещения имели большие камины, облицованные мрамором и оформленные скульптурой.

Французская дворцовая мебель первой половины XVII века, по сравнению с более поздней, еще очень проста. Кресла, стулья, табуреты имели точеные ножки в виде балясин или чаще всего были витые; ножки эти соединялись проногами. Большой эффект достигался декоративными обивками, прикрепляемыми медными гвоздями с большими шляпками.

Конструкция столов отличалась сравнительной простотой. Ножки были витыми или имели форму балясин. Поверхность столов нередко покрывалась скатертями. Получают развитие и письменные столы и бюро с многочисленными ящиками. Кровати сохраняют старый тип с балдахином и опускавшимися вниз занавесями.

Корпусный тип мебели, именуемый кабинетом, выполнялся обычно из ввозившегося черного эбенового дерева, дверцы инкрустировались палисандром, кедром и другими породами. Для обработки дверец этих кабинетов и шкафов использовалась невысокая резьба; вводились сюжетные композиции на мифологические и исторические темы, дополняемые растительной и геометрической орнаментацией. В первой половине XVII века мягкие части мебели принято было покрывать съемными чехлами. В это время в убранстве интерьера широко применяются бархатные и шелковые декоративные ткани с использованием аппликаций, галунов, кружев и других украшений.

В интерьере большое значение в это время имели изделия из серебра — прежде всего посуда. Последняя продолжала выполняться также из фаянса; часто фаянсовые изделия подражали восточным, итальянским и дельфтским образцам.

Середина и вторая половина XVII века во Франции в области интерьера и прикладного искусства ознаменовались предельным выражением барочных принципов. В этот период получила большое развитие художественная промышленность. В 1664 году была создана самая крупная мануфактура Гобеленов, объединившая не только художников и ткачей, но и мастеров — литейщиков, мраморщиков, мебельщиков, резчиков и других. Существовали и другие мануфактурные производства. Производятся, помимо мебели и шпалер-гобеленов, ткани, серебро, стеклянные, фаянсовые изделия и другие. Самыми большими и влиятельными мануфактурами были — получившие большую известность мануфактура Гобеленов и Королевская шпалерная мануфактура в Бове.

Читайте также:

Источники