Архитектор Франсуа Мансар (1598-1666 гг.) - один из родоначальников классицизма в архитектуре бакокко середины XVII века во Франции. Стиль Франcya Мансара восходит к искусству Саломона де Броса, т.е. предшественников его следует искать скорее во Франции, а не в Италии, где он, возможно, никогда не бывал. В Блуа он работает для брата короля: в сравнении с изяществом его ордеров композиции Лемерсье выглядят весьма банальными. Утонченная элегантность и гармоничность отличает проекты Мансара, оригинальными выглядят его первые творения - фасад церкви Фельянов, замки Берни и Бальруа (строительство начато в 1626 г.), а также часовня монастыря Визитации, заложенная в 1632 г. В тридцатые годы в Париже продолжается интенсивное строительство частных особняков, начавшееся в предыдущем десятилетии. Мансар создает один из самых совершенных образцов домов такого типа — отель де ла Врильер, начатый в 1635 г.
По заказу Рене де Лонгвиля, хранителя королевской печати, в 1642 г. было начато строительство замка Мэзон-Лафитт к северо-западу от Парижа, на берегу Сены. Новые признаки в его архитектуре особенно рельефно выступают при сравнении этого здания с замком Анэ Ф. Делорма.
Замок Мезон сохранил все очарование искусства Мансара — уникального соединения черт почти архаических (высокие остроконечные кровли, каменные слуховые окна, «стаккато» композиции) и самых дерзких по своему замыслу решений. Сочетание центрального павильона пирамидальной формы с низкими, выдвинутыми вперед крыльями определяет оригинальность замка. Боковые крылья полураскрытого двора значительно укорачиваются. В более поздних сооружениях они еще более сократятся и превратятся в ризалиты основного объема. Во внешнем облике сооружения барочные черты выявлены слабо, на первый план выступают не они, а общефранцузские национальные признаки — высокие крыши, дымовые стояки (трубы), люкарны, специфические французские окна и сама постановка здания на искусственно созданном островке, ограниченном рвом-каналом. Вся же обработка фасадов в основном классицистична — применен прием поэтажного размещения ордеров, и эти ордера и детали построены и прорисованы по всем правилам.
Франсуа Мансар помещает двойные апартаменты на втором этаже замка Мезон. Апартаменты слева включают в себя залу. гостиную, спальню, два кабинета и гардеробную; вместо плоского потолка «на французский манер» и них имеются высокие «итальянские» своды — необычный для Франции элемент интерьера.
В парижской часовне Визитации Мансар применяет два новых световых решения. В ризнице он использует потолочный свет, чей источник из нефа не виден. Над самим нефом водружены два купола и колоколенка, которая резко контрастирует с темной зоной, образованной верхним куполом.
После смерти кардинала Ришелье (1642 г.), и короля Людовика XIII (1643 г.), регентша Анна Австрийская начала строительство Валь-де-Грас, порученное сначала Франсуа Мансару. Однако после волнений Фронды преемником Лемерсье на посту Первого архитектора короля становится не Мансар, а Луи Лево, возглавивший строительство Лувра (1654 г.).
Во время правления Людовика XIV главный министр Кольбер поручил Мансару разработать проект план часовни усыпальницы Медичи. Проект куполообразного здания воплотил в жизнь его прославленный внук Жюль Ардуан Мансар при создании купола собора Инвалидов.