Столица Кордовского эмирата

Римский мост. Кордова - www.Arhitekto.ru

Первоначально владычество арабов в Испании переживало сложный период внутренних смут и борьбы племенных группировок. Так, за сорок лет в Кордове сменились двадцать эмиров. К тому времени девяностолетнее господство Омейядов в Дамаске пало. К власти пришла новая династия Аббасидов, из Дамаска столица халифата была перенесена в Багдад — свою главенствующую роль Сирия уступила Ираку. Почти все члены семьи Омейя были истреблены Аббасидами. Молодому принцу Абд ар-Рахману аль-Муавийя, внуку халифа Хишама, удалось скрыться от подосланных к нему убийц и бежать в Северную Африку. Его попытки создать здесь свое царство оказались безуспешными. Тогда, поддержанный сторонниками семьи Омейя, он высадился на испанском берегу близ города Мурсия. Ему удалось овладеть Кордовой и провозгласить себя в 756 году правителем независимого Кордовского эмирата, власти которого подчинились почти все мусульманские владения в Испании. Так, Абд ар-Рахман I (около 734-788 гг.), по прозвищу Пришелец, основал династию кордовских Омейядов.

История этого феодального западноарабского государства складывалась сложно. Продолжалась борьба племенных группировок, нарастали сепаратистские устремления шейхов. Хотя с именем Абд ар-Рахмапа II (822-852 гг.), известного своей широкой строительной и культурной деятельностью, связан период замирения в эмирате, он продолжался недолго. Только в X веке в правление Абд ар-Рахмана III (912-961 гг.) наступила подлинная централизация политической власти. В 929 году Абд ар-Рахман III принял титул халифа и повелителя правоверных. Тем самым перед лицом остального мусульманского мира была провозглашена независимость Кордовского халифата, обширного, мощного, процветающего государства. Его флот господствовал на Средиземном море, главным военным портом была Альмерия, торговым — Севилья. С кордовской державой искали союза все европейские государи.

Арабская Испания превратилась в самую богатую, многонаселенную и благоустроенную страну Европы. Особого расцвета достигло сельское хозяйство с его системой искусственного орошения; арабы вводили новые, не известные европейцам культуры — рис, сахарный тростник, шелковицу и различные восточные плодовые деревья — в первую очередь цитрусовые. Высокого развития достигло овцеводство и такие отрасли промышленности, как рудное дело и металлическое производство. Кордова, Севилья, Гранада, Толедо, Мурсия, Альмерия, Валенсия, Малага славились своими ремеслами: производством шерстяных, шелковых и парчовых тканей, дорогих сортов кожи с тиснением и позолотой — в этом ремесле мастерские Кордовы не знали соперников,— стеклянной и бронзовой посуды с рисунками и эмалью, прекрасной керамики, особенно в Валенсии, изделий из слоновой кости и оружия — доспехов и сабель с тончайшей резной отделкой эфеса и ножен.

Еще значительней было то место, которое занял Кордовский халифат в развитии духовной культуры не только Востока, но и Европы. В его столицу, прекрасную Кордову, получившую гордое название «обиталище наук», приезжали учиться из Франции, Германии, Англии. Среди многочисленных учебных заведений особенной известностью пользовался Кордовский университет, в котором наряду с Кораном и мусульманским богословием изучались и светские науки. Богатейшие библиотеки Кордовы, подобные которым мир знал только в эпоху античности, славились по всему свету. Библиотека, собранная просвещенным государем аль-Хакамом II (961-976 гг.) в его кордовском дворце, насчитывала не менее четырехсот тысяч томов. По приказу этого монарха целая сеть агентов, комиссионеров и переписчиков вела библиографические поиски во всем мусульманском мире. Библиофильство стало подлинной страстью в мусульманской Испании. Спрос на книги оказался настолько велик, что в Кордове множество людей жили перепиской редких и ценных рукописей. Арабы познакомили европейцев с китайским изобретением — бумаги, производство которой было налажено в специальных мастерских Хативы и Толедо. Ярким свидетельством культурного подъема страны была грамотность большинства населения в противоположность остальной Европе.

Кордова, полумиллионный город с мощеными улицами, тысячами домов, великолепными дворцами и мечетями, мостами и водопроводом, общественными банями и прекрасными садами, соперничала с Константинополем, Дамаском, Багдадом.

Формирование на земле Испании новой цивилизации, арабской по языку, но вобравшей в себя элементы испано-римской, испано-готской, еврейской, собственно арабской и берберской культур, происходило в процессе медленного слияния различных этнических групп, населявших Испанию. Становление государственности способствовало сложению их этно-политической общности. Залогом расцвета была религиозная веротерпимость. Трансплантированная на Пиренейский полуостров восточно-арабская художественная традиция получила на местной почве новое творческое развитие. Рассматриваемая цивилизация приобрела в X веке самостоятельное значение. Сохранив тесные контакты с Востоком, страна тем не менее обособилась от остального мусульманского мира. Одним из главных факторов, который активизировал сложение арабо-испанской культуры, стал процесс формирования национального самосознания. Этому длительному процессу благоприятствовало достигнутое в конце X столетия военное могущество Кордовского халифата.

Своеобразная глобальность мироощущения, величие, простота и весомость мира, особая торжественность образа, его четкая организация, масштабность, ансамблевый характер — все это нашло воплощение в культуре Кордовского халифата. Главные архитектурные сооружения IX-X веков — Соборная мечеть в Кордове и город-резиденция халифа Мадинат аз-Захра — стали не только знаменитыми памятниками зодчества, но и своего рода художественными центрами, где наиболее ярко и полно выявили себя творческие возможности общества.

Однако Кордовскому халифату суждено было просуществовать немногим больше, чем государству их предков на Востоке. Уже в начале XI века наступила пора упадка. Мусульманские владения в Испании распались на множество мелких враждовавших между собой феодальных государств — эмиратов. Ослаблению халифата способствовало шедшее с севера наступление христиан. В XI веке реконкиста приближалась к зениту. В этот период быстро росло значение стран Магриба. Опасность вторжения христиан побудила эмиров Андалусии обратиться за помощью к североафриканскому берберскому государству Альморавидов. Высадившиеся в Испании войска Альморавидов энергично отразили натиск европейских рыцарей. Вместе с тем привлеченные богатством страны Альморавиды свергли власть андалусских эмиров и захватили их владения. В середине XII века новая волна берберских племен Северной Африки под водительством Альмохадов обрушилась на Пиренейский полуостров.

Однако андалусская цивилизация не умерла и в этот период, напротив, она дала яркие и свежие всходы в русле молодой арабо-берберской, мавританской культуры. Зато Кордова, колыбель этой цивилизации, постепенно приходила в упадок. В 1236 году, после шестимесячной осады, ее завоевали войска Фердинанда III Святого. Часть жителей была взята в плен, часть выселена. То, что удалось спасти из библиотек, свезли в Гранаду, столицу эмирата Насридов. Туда же эмигрировали многие представители науки и искусства. Под властью католической Испании Кордова как бы погрузилась в забытье, стала тихим провинциальным городом.

Читайте также:

Источники