Киевская архитектура второй половины XI — начала XII в.

Церковь Спаса на Берестове, Киев. Cохранившаяся часть притвора. Южный фасад. XII в. - www.Arhitekto.ru

Архитектура Киева второй половины XI в. представлена группой каменных зданий, тип и формы которых значительно отличаются от построек предыдущего времени. В основном все эти постройки связаны с монастырским строительством и в большинстве являются соборами монастырей, главным образом «вотчих», т. е. основанных князем и в дальнейшем служивших интересам этого князя и его династии. Важнейшую роль в формировании типа храма второй половины XI — начала XII в. сыграл Успенский собор Киево-Печерского монастыря, в котором черты нового стилистического направления выразились наиболее полно.

В 1070-х годах на южной окраине Киева — Выдубичах, где сходились важнейшие пути на юг и юго-восток, князь Всеволод Ярославич построил загородный «красный двор». Рядом с красным двором был основан Выдубицкий монастырь, бывший «вотчим» монастырем Мономаховичей. В 1070 г. началось строительство Михайловского собора Выдубицкого монастыря, закончившееся лишь в 1088 г.

От собора сохранилась западная часть; восточная известна только по раскопкам фундаментов. По типу храм, вероятно, был близок к Спасскому собору в Чернигове: такая же структура вытянутого восьмистолпного плана, так же четко выраженный нартекс. Лишь размеры здания были значительно меньше, особенно в ширину. Как и в черниговском соборе, центральный купол, очевидно, был поставлен в центре здания.

Широкий нартекс вмещает с левой стороны башню с лестницей, ведущей на хоры. Башня уже не стоит отдельно от храма (как в черниговском Спасе или Киевской Софии): она включена в объем здания и выходит на северный фасад криволинейным в плане выступом.

Тип Спасского собора в Чернигове был повторен и в построенном в конце XI в. Борисоглебском соборе в Вышгороде, план которого известен по археологическим раскопкам. Борисоглебский собор был значительно больше Выдубицкого. Поставленный на высоком Вышгородском холме, собор был виден на много километров.

Важным звеном в развитии нового типа храма был собор Михайловского Златоверхого монастыря, построенный князем Святополком - Михаилом в 1108 г. в Киеве. Он представляет собой окончательно сложившийся тип шестистолпного крестовокупольного храма с его простой, статической композицией, состоящей из параллелепипеда основного объема и цилиндра барабана с полусферическим куполом. В отличие от других русских храмов первой половины XII в., в Михайловском Златоверхом соборе еще живы были традиции архитектуры XI в.: смешанная кладка стен, меандровые пояса, украшавшие фасады, круглая башня, стоявшая с северной стороны у нартекса. С южной стороны нартекса был пристроен маленький отдельно стоящий четырехстолпный храмик, служивший крещальней. Внутри собор был украшен замечательными мозаиками и фресковой росписью. Стиль этих изображений значительно отличался от Софийских, а русские надписи на фресках и мозаиках свидетельствовали о выполнении их русскими мастерами. Яркие тона мозаик создавали исключительно живописную гамму цветов. Великолепны были фресковые изображения, выполненные в мягкой, «перламутровой» красочной гамме.

Из сохранившихся до нашего времени памятников киевского зодчества второй половины XI — начала XII в. один из позднейших — церковь Спаса на Берестове. Очевидно, строителем ее был князь Владимир Мономах, так как в XII в. церковь служила родовой усыпальницей Мономаховичей: в ней были похоронен основатель Москвы — Юрий Долгорукий (в 1158) и другие представители этой династии. Вернее всего датировать храм годами правления в Киеве Владимира Мономаха (1113—1125). Вероятно, Спас на Берестове был церковью загородной феодальной княжеской резиденции (княжеского двора). Дворцовый характер храма наложил отпечаток на его архитектуру.

Западная часть церкви сохранилась до наших дней почти па полную высоту, включенная в состав более поздней постройки. По типу — это крестовокупольный трехнефный шестистолпный храм, близкий к Успенскому собору Печерского монастыря. Нартекс занимает значительную часть здания; в северной его части расположена крещальня, служившая одновременно княжеской усыпальницей, а в южной помещалась башня с парадной лестницей на хоры. С трех сторон к зданию примыкали притворы, перекрытые цилиндрическим и двумя полуцилиндрическими сводами, которые образовывали перекрытие, по форме воспроизводившее трехлопастную кривую. Следы стен и перекрытий в виде тесаной кладки сохранились над входом и по бокам от входа.

В интерьере башни окна чередуются с полукруглыми в плане глубокими нишами, идущими по ходу винтовой лестницы. Необычны для древнерусского зодчества перспективные арки под хорами, на внутренней западной стене, выходящей в центральное пространство. Очень интересны сохранившиеся древние деревянные перемычки над оконными и дверными проемами; при этом надо отметить, что прямоугольные оконные проемы также редко встречаются в древнерусском зодчестве. Фасады здания украшены декоративными меандровыми фризами и крестами, выполненными из кирпича.

Техника кладки стен значительно отличается от кладки XI в. Камня в кладке мало, он имеется только в толще стены. Вся же основная кладка стен выполнена из кирпича. Полосатость фасадов, характерная для смешанной кладки, достигнута здесь путем утопления рядов кирпича и затирки их раствором.

Постоянные набеги степных кочевников заставляли принимать радикальные меры к обороне города. С этой целью, кроме городских валов и рвов, была завершена начатая еще при Владимире тройная система укреплений, расположенных с юга - стороны, откуда чаще всего происходили нападения на город. Таким образом, уже в XII в. Киев представлял собою сложный городской организм с двумя центрами — в Кремле и Лавре, с плотно застроенным городом у подножья кремлевской горы и с системой поселков, растянутых вдоль Днепра почти на 4 км. Однако об архитектуре Киева этого периода трудно составить более четкое представление, так как деревянные постройки исчезли бесследно, а большинство каменных строений дошло до нас либо в состоянии руин (Золотые ворота), либо в переделанном виде.

После многократных набегов половцев, русских феодальных князей и разорительного нашествия Батыя (в 1240 г.) Киев пришел в состояние упадка и в течение всего XIII в. оставался почти необитаемым городом. Возрождение Киева началось с XIV в., но наибольшее количество архитектурных памятников и ансамблей относится ко времени присоединения Украины к России и к XVIII в. (7, т. 3, стр. 551-558; 8, стр. 111-115; 16, стр. 112-114).

Читайте также:

Источники