Архитектурный ансамбль Киево-Печерского монастыря

Успенкий собор Киево-Печерского монастыря востановленный - www.Arhitekto.ru

Архитектура Киева второй половины XI в. представлена группой каменных зданий, тип и формы которых значительно отличаются от построек предыдущего времени.

В основном все эти постройки связаны с монастырским строительством и в большинстве являются соборами монастырей, главным образом «вотчих», т. е. основанных князем и в дальнейшем служивших интересам этого князя и его династии. Монастырская храмовая архитектура несколько отличалась от городской, в монастыре не были нужны такие большие объемы зданий, ведь число присутствующих на службе было гораздо меньшим (24, стр. 51-52).

Во второй половине XI в. Печерский монастырь приобрел большое значение в политической и экономической жизни Руси. Архитектура собора, строившегося не князем, а монастырской общиной, отражала новое положение, которое занял теперь монастырь.

Строительство Успенского собора началось в 1073 г. и закончилось в 1078 г. Внутренняя отделка, включая мозаику и фресковую роспись, была завершена в 1090 г. Согласно сведениям из «Киево-Печерскою Патерика», руководство работами осуществляли греки, пришедшие в Киев по повелению самой Богородицы. Прибывшие из Константинополя приехали — «мастери церковник 4 мужи», очевидно, возглавили местную киевскую строительную артель.

Успенский собор по типу был шестистолпным крестовокупольным храмом, трехнефный, без галерей, с нартексом. Его архитектурный облик был более строг и прост, чем у сооружений предыдущего времени. Конструкции здания были отчетливо выявлены в его архитектуре. Шесть крещатых в плане столбов несли систему коробовых сводов. Собор был увенчан одним. Над храмом возвышался один главный купол - полусферический на цилиндрическом барабане, под которым с одной стороны располагался меньший купол лестничной башни, с другой - купол небольшой крещальни. Архитектурно-пространственный крест был четко выражен в объемах здания. В западной части здания помещался нартекс, над которым находились хоры. Восточная часть оканчивалась апсидами, трехгранными снаружи и полукруглыми в плане внутри. Членениям плана отвечали на фасаде плоские пилястры. Фасады завершались полукруглыми закомарами. Кладка стен была смешанная, с типичными особенностями второй половины XI в.; ряды камня были несколько уже, чем в Софии Киевской. Самого камня в кладке было меньше, и отсутствовало декоративное расчленение на квадры, характерное для фасадов Софийского собора. Основными декоративными элементами фасадов являлись двухуступчатые ниши и окна, полосы кирпичного меандрового орнамента.

Успенкий собор Киево-Печерского монастыря. План и реконструкция. 1073-1077 - www.Arhitekto.ru

Успенкий собор Киево-Печерского монастыря. План и реконструкция. 1073-1077 гг.

В построении плана Успенского собора Печерского монастыря была определенная пропорциональная зависимость: «20 мер в ширину, 30 в длину». Соотношение сторон плана 2:3 получилось в результате разбивки здания на местности при помощи системы пропорциональных зависимостей.

Интерьер храма был богато украшен мозаиками, фресками, барельефами и включал в себя наборные полы и мраморную алтарную преграду. Как показали раскопки, монастырь имел в XI—XII вв. собственные мастерские, где изготовлялась смальта для мозаик. В монастыре жили и работали художники, среди которых был первый известный по имени русский художник-мозаичист Алипий.

В 1941 г. во время Второй мировой войны Успенский собор был разрушен, и до наших дней сохранялись законсервированные руины Иоанно-Богословский придел. Собор был отстроен в год 2000-летия Рождества Христова и в День Независимости Украины 24 августа 2000 года.

Уже с конца XI в. к собору начали пристраивать притворы и другие помещения. Наибольший интерес из них представляет Ивановская крещальня. Это была миниатюрная церковка размерами 5x6 м в плане четырехстолпного крестовокупольного типа. Восточный фасад завершали три апсиды, украшенные полуколоннами из лекального кирпича. Церковка почти примыкала к северному фасаду Успенского собора, а позднее, при достройках собора, она вошла в его объем. Можно предположить, что такими же были известные по раскопкам крещальни Спасского собора в Чернигове и собора Михайловского Златоверхого монастыря.

К началу XII столетия Печерский монастырь представлял собой большой архитектурный ансамбль со многими каменными постройками. Так, в 1108 г. на средства князя Глеба Всеволодовича была сооружена каменная Трапезная палата и в том же году на средства черниговского князя Николая Святоши были построены каменные ворота с Троицкой надвратной церковью над ними.

Троицкая надвратная церковь хорошо сохранилась до наших дней. По типу — это небольшой четырехстолпный крестовокупольный храм-башня, возведенный в два яруса: в нижнем ярусе находятся ворота в монастырь. Апсиды церкви не выступают наружу, а врезаны в толщу восточной стены. Церковь имеет одну главу, а членения ее фасадов завершены закомарами. Киево-Печерская лавра входит в перечень всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

(2, стр. 46-48; 7, т.3, стр. 551-558; 18, стр. 32-43).

Фоторгафии Успенского собора на сайте www.KievLavra.ru.

Читайте также:

Источники