В художественных памятниках эпохи домината (от начала правления Диоклектиана до падения Римской империи) заметно угасание античных языческих идей и все большее выражение новых, христианских.
Император Диоклетиан, правивший на рубеже III–IV веков, уже редко бывал в Риме. Его резиденцией была Салона, город в восточной Адриатике. Диолектиан сделал важный шаг к укреплению империи, проведя ряд реформ, усилив государственную бюрократию и систему взимания налогов. О характере его времени красноречиво говорит построенный в Салоне крепость-дворец Диоклетиана (начало IV в.). Расположенная на самом берегу крепость представляла собой парадный ансамбль с площадью и широкими колоннадными улицами. Обнесенный мощной крепостной стеной с башнями, с выходами к морю, четко распланированный, город был похож скорее на военный лагерь. Однако в нем были и жилые постройки, и хозяйственные службы, и восьмиугольный в плане мавзолей, и храм, и парк, и перекрытый куполом вестибюль дворца, связывающий площадь с церемониальным залом и открытой на море галереей. Комплекс основных зданий - храм, дворец, мавзолей - располагались у пересечения главных улиц. Дворец был удобен для жизни: Диоклетиан, добровольно сложивший с себя власть после 20-ти лет правления, даже разводил там овощи. Но все же в нем не чувствуется прежней свободы. Есть в нем особая строгость и предопределенность в соподчинении всех частей, близкая дворцам будущих византийских императоров.
Искусство эпохи домината свидетельствует о глубоком кризисе античных пластических форм. Ощущался он и в архитектуре. Конструктивность отличалась от республиканской: четкость объемов утрировалась, образы все чаще становились безучастно-холодными, применение декора было в основном сдержанным.
Однако, богато был декорирован перекрытый полуциркульным сводом храм Юпитера, ориентированный входом на восток и представляющий собой простиль на высоком цоколе с подземной криптой. Для строительства этого памятника светского зодчества применялись белый камень, кирпич, гипс, проконесский цветной мрамор. Грубые поверхности покрывались мозаиками, штукатуркой, мраморными плитками. Использовались приемы, распространившиеся позднее в византийской архитектуре: кладка стен, сочетавшая камень и кирпич, а при возведении купольных конструкций веерообразная укладка кирпича. Строители стремились придать великолепие зданиям храма. Однако мастерство декора в годы Позднего Рима угасало, грубой становилась резьба консолей и архивольтов арок.
В римском искусстве конца IV в. все большую роль начинали играть христианские мастера. Строившиеся храмы подчинялись принципам, в основе которых лежали новые идеи. Западная Римская империя и Восточный город страдали от варваров, а на территории Восточной Римской империи рождалось новое, византийское искусство, широко пользовавшееся традициями не только римской культуры, но и греческого эллинизма и создавшее позднее неповторимые по красоте архитектурные сооружения, мозаики, фрески, иконы.
Время императора Константина (306—337 гг. н. э.) — последний этап развития римской античной архитектуры. В 330 г. н. э. Константин перенес столицу в Константинополь.
Неподалеку от Колизея находится трехпролетная триумфальная арка императора Константина, воздвигнутая в 315 году в честь его победы над Максенцием. Это приземистое сооружение, перегруженное скульптурным, уже несколько варваризованным декором.
В течении V в. формировалось христианское искусство, которому суждено было в дальнейшем возвести в различных странах Европы огромные, не похожие на античные храмы романские и готические соборы, осветить их солнечным светом, прошедшим через яркие цветные витражи, наполнить фресками и иконами, художественной утварью, украсить их статуями, создать образы, в большинстве своем, однако, не освободившиеся от тревог и сомнений, как наследства позднего Рима (9, т. 2. стр. 558-559, 603-604; 13, стр. 107).