Раннехристианские римские церкви. Базилика Константина (312 г.)

Важное место в древнеримском строительстве занимали крытые залы - базилики, служившие для различного рода собраний и заседаний трибунала. Это вытянутые в плане прямоугольные здания, внутри разделенные рядами опор на удлиненные пространства - нефы. Средний неф делался шире и выше боковых, освещался через проемы в верхней части стен.

Трехнефная базилика Константина (312 г.) - одна из крупнейших базилик Рима. Средний неф шириной 23,5 м, длиной 80 м и высотой 35 м был перекрыт тремя крестовыми сводами. Боковые нефы перекрывались поперечно направленными цилиндрическими сводами, опиравшимися на мощные арочные устои, служившие опорой и сводов среднего нефа. Распор крестовых сводов погашался этими же опорами, которые были частично выведены над боковыми нефами наружу. В продольных стенах среднего нефа выше сводов боковых частей были устроены арочные проемы освещения. Как и в других крупнейших сооружениях Рима (термы, Пантеон и др.), основное внимание в базилике Константина уделено созданию больших внутренних пространств. Богато разработанному интерьеру, который по композиции и отделке был схож с интерьерами терм, противопоставлен простой и лаконичный внешний облик здания (6, т. 2. стр. 556-558).

В IV в. после признания христианства государственной религией начинается строительство христианских базиликальных церквей, форма и название которых взяты из античности. Они были прямоугольными в плане с трех- или пятинефными членениями пространства. Поперечная галерея (трансепт) пересекала алтарную часть нефа. Алтарь располагался в апсиде — полукруглой нише, покрытой четвертью сферы (конхой). Атриум перед базиликой был окружен колоннадой, в центре его ставилась купель. Внешнее архитектурно-декоративное убранство базилик было скромным, конструктивное решение отличалось простотой: стены выкладывали из кирпича, средний неф возвышался над перекрытием боковых нефов, его стены были прорезаны окнами. Ряды мраморных колонн служили опорами для арок или антаблемента, поддерживающих продольные стены среднего нефа. Наряду с базиликами строили культовые сооружения центрического типа: баптистерии (крещальни), мавзолеи. Их интерьеры украшали мозаикой, фресками. Христианская базилика получила особенно широкое распространение в культовом строительстве западного средневековья.

Кроме церквей-базилик, в римской империи строились и центрические культовые постройки. Опыт римских центрических построек широко использовался в эпоху раннего христианства, в IV-V веках, когда велось большое строительство храмов только что принятой новой религии. Таковы церковь и мавзолей Санта Констанца (на виа Номентина ), церковь Сан Стефано Ротондо (неподалеку от Колизея). Их внешний вид строг, практически лишен декоративных элементов, но интерьеры изящны и полны еще античной, но ставшей уже чуть идиллической красоты.

Античные традиции долго еще живут в христианской архитектуре и изобразительном искусстве. В мозаике церкви Св. Косьмы и Дамиана (V в. н. э.) на форуме апостолы напоминают римских сенаторов, в конхе церкви Санта Пуденциана и даже гораздо более поздней Санта Мария ин Трастевере Христос восседает на троне, подобно Юпитеру Капитолийскому.

Но именно в Риме с особой силой можно почувствовать трагедию погребенной христианством радостной красоты античного мира — для этого достаточно побывать в церкви Сан Клементе, построенной в VI веке недалеко от Колизея.

Уже в интерьере верхней церкви с грустью замечаешь, что арки его нефов поддерживают разные (часто несколько различной высоты и разных ордеров) колонны, выломанные из античных сооружений. В VI веке разграбленный варварами Рим все более приходил в упадок, денег не было, приходилось строить новое, разрушая старое. Всего разительнее это сказывается в интерьерах таких церквей, как Санта Мария ин Космедин (VIII в.), или снаружи похожей на крепость церкви „Кватро коронати" (IX в.), где архитектурные формы набраны отовсюду и скомпонованы вместе неумелой рукой варвара.

Когда же спускаешься в подземную церковь Сан Клементе, то уже один ее вид внушает самые мрачные мысли: низкие заплесневелые своды, сырой кирпич, удушливый воздух подземелья. Местами из стен выступают уцелевшие колонны стоявшего здесь прежде античного храма (храма Митры, II в.), которые строители церкви использовали как бут для ее фундамента. Кое-где видны вделанные в стены античные рельефы. Античная чистота форм здесь, в этом сыром подвале, кажется чем-то ужасающе немыслимым.

Теплый, будто пронизанный солнцем нежно-белый мрамор среди заплесневелого кирпича, колонны, кажущиеся замурованными живыми существами, которые сдавила холодная масса стен,— все это вызывает гнетущее чувство.

А над всем этим — христианская церковь, как бы торжествуя, попирающая античную радость и красоту, засыпанные землей, загнанные в катакомбы и склепы, в сырость и мрак.

Им долго суждено было находиться в состоянии узников. Лишь в середине XV столетия, более чем через тысячу лет, в эпоху Возрождения, вновь вспыхнул интерес к античности. Раскопки меценатов и пап открывают некоторые памятники Древнего Рима, и прекрасные статуи, прежде пережигавшиеся на известь, вновь получают признание. (9, т. 2. стр. 555-560, 676; 11, стр. 45; 13, стр. 108-110; 16, стр. 61-62).

Базилика Константина - www.Arhitekto.ru

Базилика Константина, 312 г. План. Аксонометрия.

Базилика Петра в Риме - www.Arhitekto.ru

Базилика Петра в Риме, IV в. План. Разрез.

Читайте также:

Источники