Храмовый комплекс в Баальбеке

Храмовый комплекс в Баальбеке. Перспектива и план - www.Arhitekto.ru

Считается, что Баальбек – это величественнейший ансамбль античной архитектуры. Во всяком случае – это одно из удивительнейших сооружений, дошедших до наших дней. В подвалах Великого храма встречаются каменные блоки длинной 19 м, весящие более 500 т. Недаром в древности были сложены легенды о сверхъестественном происхождении этого комплекса. В действительности ансамбль Баальбека – это достижение римских архитекторов, которые использовали эллинистические, финикийские и египетские технические средства.

В политике Римского государства Ближний Восток всегда играл важную роль. Здесь сходились важнейшие мировые торговые пути, здесь находились ключевые позиции Соредиземноморья. В городах Ближнего Востока были собраны величайшие ценности, которые жаждал прибрать к своим рукам Рим. Римские власти не жалели ни сил, ни средств для сооружения в завоеванных городах городов и крепостей, храмов и святилищ.

Одной из стран Ближнего Востока, привлекавшей пристальное внимание Рима, была Финикия с ее древними торговыми городами – Тиром, Сидоном, Библосом. Здесь, в долине между двумя горными грядами, где раскинулся небольшой ливанский городок Баальбек, римляне построили город Гелиополис. На месте древнего финикийского святилища возник ансамбль храмов, которые были призваны закрепить идею римского господства.

Дорога в Баальбек спускается с ливанской гряды в долину. Шумят горные ручьи, щедро орошая плодородную землю. Вокруг – сады, плантации, селенья. Баальбек – типично арабский городок: древняя мечеть с высоким минаретом, магазинчики, узкие улочки с мазанками. Издали видно могучие стены другой цивилизации – это баальбекское святилище.

Строительство ансамбля начиналось во времена римского императора Нерона, ок. 60 г. н. э. Именно тогда была сооружена платформа высотой 9 м, и на ней возведен храм Юпитера Гелиополитанского, которого отождествляли с финикийским богом грозы, дождя и солнца – Гададом. Со временем, ок. 150 г. н. э., рядом с храмом Юпитера был сооружен храм Вакха. В 244-249 гг., при императоре Филиппе Аравитянине, перед святилищем Юпитера был построен двор шестиугольный в плане. Создание пропилеев – торжественного входа в комплекс – относится к концу III в. н. э.

Не смотря на то, что ансамбль строился почти на протяжении двух с половиной столетий, его целостность не была нарушена: все сооружения стали неотъемлемыми элементами единого архитектурно-художественного замысла.

К пропилеям вели 42 ступени шириной 50 м. Над ступенями возвышались 20 колонн коринфского ордера. С двух сторон колоннады – могучие пилоны, сохранившиеся до наших дней.

Через главный вход посетитель попадает в первый шестиугольный в плане двор. Вокруг – руины колонн, ранее его окружавших. Прекрасные коринфские капители, мастерски украшенные резьбой карнизы и прочие архитектурные фрагменты - беспорядочно разбросаны по двору. Некоторые из них незавершенные, возможно их не успели обработать.

С первого двора проход ведет в главный двор. Его размеры 88 x 100 м. Окружавшие его галереи не сохранились, однако уцелели четыре экседеры – большие полукруглые в плане ниши. Колоны с темно-розового асуанского гранита, стоявшие рядом, прекрасно гармонируют со стенами из местного желто-зеленого известняка. Стены сооружений украшены богатым резным декором. Посередине двора размещен громадный алтарь. С двух сторон от него – остатки бассейнов. Со двора три марша широких ступеней ведут к храму Юпитера, возвышающемуся на высокой платформе – подии. Именно здесь лежат огромные блоки, так называемые трилитоны.

Размеры самого храма Юпитера – 49 x 90 м. Его окружали 58 колонн коринфского ордера. Высота каждой колонны ок. 20 м, диаметр – до 2 м. Колонны располагались на расстоянии 3 м друг от друга, на значительном удалении от стен храма. С колоннады храма уцелело шесть колонн северного фасада с частью антаблемента – блоками камня, лежавшего на колоннах.

Со двора храма Юпитера открывается прекрасный вид на храм Вакха, находящийся за 40 м на юг от храма Юпитера и также сооруженный на возвышении, но меньшей высоты. Размеры храма 34 x 66 м, практически такие же, как и Парфенона. Строение прекрасно сохранилось до наших дней. Рядом с храмом Юпитера он выглядит значительно меньше, однако благодаря тесно поставленным коринфским колоннам кажется больше и выше Парфенона. Впрочем, храм Вакха, в котором все подчеркивает сверхчеловеческую силу, величие, богатство, значительно отличается от Парфенона, где все гармонирует с размерами человека.

На восток от храма Вакха, среди руин древних сооружений, стоит третий храм баальбекского комплекса – его иногда называют храмом Венеры. Это круглое в плане, с выступающими колоннами, небольшое строение. Диаметр целлы этого храма равен 9,8 м. Купол, перекрывавший целлу, разрушился, большие трещины раскололи фасад. В прихотливых формах здания, в пышных коринфских капителях и архитектурных украшениях – тот же стиль архитектуры Римской империи, достигшей апогея ПВО всем – в своей безграничной власти над народами, и в богатстве художественных форм, и в исключительных для тех времен возможностях строительной техники. (4, стр. 14-16; 9, т. 2. стр. 548-551; 13, стр. 100).

Читайте также:

Источники