Большой дворец в Пушкине (прежнее Царское Село) — одно из самых выдающихся дворцовых сооружений в мире. Строительство в Царском Селе началось еще при Петре I, когда в 1717-1723 гг. на Сарский мызе возводились сооружения небольшой усадьбы Екатерины I, среди которых были двухэтажные дворцы. В 1743 г. на месте усадьбы архитектор А. В. Квасов создал двухэтажный дворец с двумя флигелями по бокам, что соединялись с центральным корпусом галереями. Впоследствии А. В. Квасов и С. И. Чевакинский достроили еще несколько помещений. Однако сравнительно сдержанная архитектура Квасова не устраивала царский двор, и Растрелли было поручено перестроить дворец.
Строительство длилось с 1752 по 1756 гг. Красота дворца поразила современников. М. В. Ломоносов, что, вероятно, был на его открытии, написала стихотворение «Надпись на новое строение Царского Села», в котором называл дворец «созвездиям ясным».
В 1770-х гг. к дворцу достраиваются флигели: правый — архитектором Ю. М. Фельтеном, уже в стиле классицизма, и левый, вблизи церкви, - архитектором И. В. Несловим, что в известной мере сохранил характер растреллівської архитектуры. Впоследствии, в 1780-х гг. Чарльз Камерон оформил две группы помещений во дворце и достроил для Екатерины II комплекс сооружений с правой стороны дворца. Это прекрасные за формами классические строения — корпус Холодных бань, Агатовый павильон над ними и Камеронова галерея с лестницей к парку. От Агатового павильона в парк ведет пандус. В 1786 г. архитектор В. И. Неелов начал строить флигель вблизи церкви, соединив его с дворцом широкой аркой. В 1811 г. архитектор В. П. Стасов перестроил его в лицей, где учился Пушкин. За дворцом продолжается парк с большим прудом, многочисленными павильонами и парковыми сооружениями разных времен и стилей.
Поражает весь фасад дворца, длина которого 325 м. Его расчленяет выступлениями-ризалитами с колонными портиками, которые группируются в разной последовательности. Центральные отрезки фасада оформлены колоннадами на двух верхних ярусах: колонны опираются на кронштейны пилястр аркады первого этажа, которые поддерживают скульптуры Атлантов. Золото капителей, скульптур и орнаментальных украшений, синие поля стен, белоснежные колонны, наличники окон, зеленоватые тона антаблементов, и горизонтальных тяг — все это создает яркую, ослепительную гаму.
Еще эффективнее выглядит фасад из парка, где его можно рассмотреть лишь вблизи и сбоку. Еще более выразительно подчеркиваются пластика фасадов и игра светотени. В плане верхний поверх—це бесконечная амфилада больших залов, из которых наибольшим Тронный, или Большой зал (длина 47,5 м, ширина 17 м). Залы поражают сказочным богатством. Ослепительное золото резных украшений, зеркала, панели, из дорогих пород камню, скульптуры и картины создают художественный эффект большой силы. Особенно прекрасной была знаменитая Янтарная комната; академик О. Е. Ферсман назвал ее «одним из чудес света».
Переходя к правому крылу, где залы оформлены Чарльзом Камероном, попадаем в другой мир. Это уже классицизм, к краю утонченный, безгранично красивый, но это какая-то холодная красота. Именно такое чувство вызывают и камеронова галерея, и холодные бани, и, особенно, агатовый павильон, который является контрастом к растрелливским формам.
В сентябре в 1941 г. дворец был разграблен и разрушен оккупантами. Библиотеку и Янтарную комнату вывезли в Германию который и до сих пор разыскивают. Известен поэт и общественный деятель Николай Тихонов так писал о дворце и парке 22 января 1944 р.: «Свалены деревья вековых парков лежали, как мертвые великаны. Обрывки древней парчи, бархата и шелка, носил ветер над дымом пожарищ. Картины и фарфор, растоптанные чоботами гитлеровцев, лежали в грязище аллей. Статуи без председателей валялись в кустах. Огонь поглощал остатки домов. Горело все, что могло гореть».
Минули десятилетия огромного кропотливого труда реставраторов, мастеров-умельцев наивысшей квалификации, ученых, архитекторов и искусствоведов, и опять засиял всеми красками Большой дворец, отстроены почти все его залы, еще красивее стал парк, реконструирован пушкинский лицей и парковые сооружения. Опять льется вода из разбитого кувшина, над которой сидит огорченная девушка, известная из стихотворения Пушкина «Царскосельска статуя», и опять среди шумливых деревьев задумчиво сидит на бронзовой лаве бессмертный кудрявый юноша, с именем которого связан каждый уголок этого прекрасного парка.