Гварино Гварини (1624-1683 гг.), известный также под именем Камилло Гуарини - итальянский священник, архитектор, математик и теолог, работал преимущественно в Турине. По его проектам и книгам по архитектуре учились архитекторы позднего барокко в Северной Италии и Центральной Европе. Гварини опирается на блестящее владение геометрией и его творческая фантазия создает сложные пространственные образы. Эти способности он проявляет при проектировании церквей с центричной и продольной схемами планов, а также в архитектуре зданий светского характера.
Гварини был в Риме с 1639 по 1647 год, когда Борромини достиг наибольшего успеха. Позднее он преподавал в Модене Мессине, Париже и затем переехал в Турин, где провел значительную часть оставшейся жизни. За время службы при дворе герцога в Савойе Гварини построил (или предоставил чертежи) по крайней мере шесть церквей и часовен, пять дворцов и городские ворота; издал шесть книг, две по архитектуре и четыре по математике и астрономии; разработал чертежи дворца для герцога баварского и маркграфа баденского.
В Турине Гварини проявляет себя как автор смелых архитектурных проектов, превосходящих даже творчество Борромини, его произведения отличаются исключительной композиционной сложностью. По степени напряженности форм, барочной декоративности они могут быть сопоставлены лишь с работами Борромини.
Его продольные церкви — среди которых самой впечатляющей была церковь Санта-Мария Дивина Провиденца в Лиссабоне, разрушенная в 1755 году при землетрясении — благодаря своим скрытым световым источникам и переплетенным пространствам послужили моделью для дальнейшего развития строительства церквей в Центральной Европе.
В 1660-е гг. Гварини усваивает, систематизирует и углубляет новые пространственные приемы баррочных храмов. В своих зданиях он располагает рядом, как это делал до него Мансар, взаимосвязанные пространственные отсеки, контуры которых обретают устойчивость лишь при соприкосновении друг с другом. В лиссабонской церкви Непорочного зачатия поставленные под углом опоры придают всему зданию совершенно необычный волнообразный облик. Наконец, Гварини пренебрегает вертикальной унификацией и визуально разделяет те архитектурные элементы, которые составляют каркас здания, — иными словами, решительно вступает на дорогу, ведущую к дематериализации сводов. Подобные эксперименты представляют собой возврат к некоторым принципам эпохи Ренессанса, когда архитекторы в борьбе со стрельчатой аркой стали вновь использовать массивные стены и четко разделять опоры — и частности, при помощи ордера, антаблемент которого подчеркивал визуальную значимость горизонтальных линий.
Благодаря переезду Гварини в Турин в 1666 г., город становится одним из центров искусства. Вершина творчества Гварини — церковь Сан Лоренцо и палаццо Кариньяно в Турине. В церкви Сан-Лоренцо (1666-1687 гг.) и капелле Санта-Синдоне (1667-1690 гг.) в Турине, Гуарини, работая над центральным планом, превратил купола в кружева, сплетенные из каменной кладки сводов. Итальянский архитектор водружает над скромным барабаном невидимый снаружи «купол» из скрещенных арок и несоразмерно большую колоколенку. Купола Гварини в Турине как в часовне Святого Суария, так и в церкви Сан-Лоренцо, обретают форму только в сочетании архитектурных структур с размещенными вокруг них светоносными ячейками. Композиции в виде звезд, боковое освещение, сплетение линий и дематериализация свода образуют оптическое устройство, в котором визуальный эффект достигается прежде всего за счет игры света.
Палаццо Карильяно (1679 г.) бесспорно является шедевром Гуарини в области проектирования дворцовой архитектуры. Сохранился его проект храма для Праги, созданный в 1679 г. и оставшийся, однако, нереализованным.
Основной архитектурный трактат Гуарини «Architettura Civile» был опубликован в 1737 году в Турине. В одном из иллюстрированных проектов своей книги он предложил два решения для церкви крестообразного плана. На рисунке представлена система отсеков, которые сжимаются или расширяются при соприкосновении друг с другом. План отличается характерной для Гварини усложненностью. Невозможно разделить здание па отдельные части, поскольку они лишены устойчивых границ.