Динамическое барокко. Франческо Борромини

Коледж Распространения Веры, Рим. Борромини - www.Arhitekto.ru

Новое понимание внутреннего пространства дает Франческо Борромини (1599-1667 гг.) (настоящее имя Франческо Кастелли), изобретательный архитектор, ученик Карло Мадерны, современник и художественный соперник Бернини. Берннини по праву считается главным разработчиком стиля барокко. На основе сложных планировочных решений он формирует сложную пространственную систему, создание которой, собственно, и представляло собой возникновение нового динамического направления. Он довел стиль барокко до максимальной динамичности, экспрессивности форм. Он отличался от Лоренцо Бернини и прочих современных ему архитекторов тем, что основывал свои конструкции скорее на геометрических фигурах (модулях), чем на пропорциях человеческого тела. Особенно характерна его первая самостоятельная работа - постройка небольшой церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1638-1667 гг.).

Совместно с Лоренцо Бернини он участвовал в строительстве палаццо Барберини (1629-1631 гг.) (после смерти Карло Мадерны в 1629 г.), и создании великолепного бронзового балдахина в соборе Св. Петра в Риме (1624-1633 гг.). Участвовал в строительстве палаццо Памфили на площади Навона, совместно с Джироламо Райнальди.

Борромини обогатил архитектуру многими оригинальными идеями - в его произведениях наблюдаются разнообразные приемы и архитектурно-пластические средства, имеющие своей целью индивидуализировать в том или ином плане сооружение и его фасад. Борромини любит изгибать, разворачивать в различные стороны поверхности стен, иногда эти выгибы и изгибы более энергичны, иногда манерно вялы и даже мало заметны, но они всегда чрезвычайно пластически выразительны. Многое строится на контрастах, на внесении в архитектуру сочных деталей. В сооружениях Борромини многое атектонично, деконструктивно, но это всегда искупается достигнутым пластическим и декоративным эффектом. Борромини проявил большую активность, работая на строительстве церквей Сапт Иво де Сапиенциа (1642-1650 гг.) и Сан-Джованни ин Латрано (1646-1649 гг.), палаццо Фальконьери (1646-1649 гг.) и церкви Святой Агнессы на площади Навона (1653-1655 гг.).

Почти одновременно с церковью Сан Карло, он занимался проектированием Оратория Филиппо Нери (1637-1650 гг.). Руководители ораторианского братства доверили Борромини строительство молельни Святого Филиппо Нepи, трапезной, ризницы, библиотеки и келий, которые должны были примыкать к их романской церкви Саита-Мария ин Валличелла. Фасад молельни Борромини сочетает некоторые особенности, характерные для фасада римских палаццо (чередование пилястр, игру оконных проемов и фронтонов) с мотивами церковной архитектуры (фронтон в виде фигурной арки, расположенной в самом верху). Фасад аккуратной кирпичной кладки вогнут, пилястры поставлены под углом. Все конструктивные части здания ничего не несут, как антаблемент нижнего яруса разорезают треугольные фронтоны окон. Вогнутый фасад представлялся ему как приветственный жест протянутых рук: центральный модуль - это плечи, двухкомпонентные боковые корпуса - руки.

К вершинам творчества Борромини относится церковь Сант Иво делла Сапиенца римского университета ордена иезуитов в Риме (1642-1660 гг.), с необычным сводом и куполом, гармонично врисанной в ренессансный архитектурный ансамбль. План церкви основан на его любимом мотиве - шестиконечной звезде. План часовни, почти не поддающийся прочтению в сложной игре перегородок, раскрывается при помощи освещения: его создает свет, который отражается от мощного карниза, бегущего вдоль основания купола.

В 1653-1655 гг. Борромини возвел величественный фасад римской церкви Сант Аньезе (Святой Агнессы), расположенной в центре зданий, замыкающих овал пьяцца Навона.

Одно из последних творений Борромини - коллеж Распространения Веры в Риме. Скрещение нервюр на потолке создает в часовне почти готическую вертикаль. Устремленность кверху подчеркивается прерыванием антаблемента, причудливыми выступами и необычным архитравом. Карниз образует единственную горизонтальную линию.

Динамическое барокко относительно быстро достигает вершины своего развития и уже в конце XVII в. приходит в Риме в упадок. Центр динамического барокко перемещается на север Италии.

Читайте также:

Источники