С изменением заказчиков на строительство меняется и характер построек. Прежде всего церковь и новая аристократия начинают строить свои резиденции. Это постройки значительно больших размеров, чем предшествующие. Первым значительным предприятием подобного рода, кроме перестройки Бельведера архитектором Михной из Вацинова, явилось строительство Пражского дворца (Альбрехт из Вальдштейна). Этот обширный комплекс вырастает уже в 1630 г. на месте снесенных домов.
В этот период появившиеся в панораме Праги огромные иезуитские семинарии казались странными в организме тогда еще средневекового города (Клементинум, заложенный около 1653 г.), но уже в первой половине XVII в. в Чехии было построено более двух десятков иезуитских семинарий и резиденций аристократов, изменивших силуэты городов.
Все XVII столетие по существу характеризуется творчеством многочисленных иностранных зодчих, в основном итальянцев (К. Лураго, Д. Орси, Ф. Каратти, А. Порта), которые работают в стиле римского классицизма.
Новый период в чешской архитектуре начинается в конце XVII в. и связан с творчеством француза Ж. Матье, который приезжает сюда из Рима. Он оказал значительное влияние на развитие церковной и светской архитектуры в направлении римского классицизма и французского рационализма. Архитектура его построек отличается массивностью и использованием пилястрового ордера. Примером может служить костел Св. Франтишка на Кржижовницкой площади в Праге (1680-1689 гг.). Ж. Матье, используя впечатляющие объемно-пространственные композиции, создает новый тип архитектуры замков, как замок Тройя у Праги (1678-1797 гг.).