Романские пиринейские церкви

Христос Пантократр и святые. Фреска абсиды церкви Сент Климент в Тауле - www.Arhitekto.ru

Средневековое искусство создает особую храмовую атмосферу, где архитектура, скульптура и живопись образуют нерасторжимое единство и где достигнута гармония между внутренней и внешней жизнью здания.

Типичными были маленькие церквушки, затерянные среди голых скал и суровых предгорий Пиренеев. Чаще всего это трехнефные базилики, близкие первому романскому стилю с высокой квадратной колокольней ломбардского типа.

Сложенные из местного камня здания сохраняют неправильность форм и кажутся словно вылепленными руками. Ощущение четкого замкнутого объема выражено и внутри храма, где царит полумрак. Все подчеркнуто просто и строго.

Настроение высокой торжественности призвано создать декоративное убранство — яркие росписи, которые покрывают не только абсиды, но и стены, и архивольты арок, и открытый взору молящихся алтарь с распятием или статуей мадонны. Свет, который проходит через узкие похожие на бойницы длинные окна абсид, золотит краски, высвечивает застылые очерченные темным контуром фигуры небожителей, крупные пятна их винно-красных, густо-синих, коричнево-кирпичных, желтых одежд, резкие черты лиц, огромные, никуда не глядящие глаза. А вечером, когда на алтаре горит множество тесно составленных белых свечей, их неистовое пламя озаряет лишь некоторые выхваченные из мрака детали.

При небольших масштабах приходских церквей и их пластически-декоративных элементов все формы проникнуты подлинной монументальностью. Суровая и грузная телесность уживается здесь с таинственным и фантастическим. Внутри храма прихожанан ощущал себя как бы в особой замкнутой среде, где все напоминало ему о вере и рассказывало о ней выразительным и доступным языком.

В абсидах помещались самые торжественные и отвлеченные изображения: в конхе — Христос Пантократор или Богоматерь во славе в окружении ангелов, серафимов и символов Евангелистов, верхний ярус стены абсиды под конхой занимали представленные строго фронтально апостолы и святые. Более свободным характером отличались фрески, которые в системе убранства храма имели второстепенное значение. Чаще всего это сцены из Апокалипсиса и из жизни святых мучеников. Иногда сюжеты совсем необычны: в церкви Сант Жоан де Бои представлены царь Навуходоносор и развлекающие его жонглеры, а в нижнем регистре — верблюд. Причудлива крупная фреска западной стены из церкви Санта Мария в Тауле, выдержанная в гамме сумрачных охряно-коричневых и тускло-синих красок, которая посвящена победе тонконогого юноши Давида над нелепым колодообразным закованным в кольчугу Голиафом.

Большое внимание в храме уделялось алтарю, который был расположен в центральной абсиде и иногда увенчан балдахином. Алтарь сохранял древние формы жертвенного стола, передняя деревянная стенка которого, называемая фронталем, расписывалась. Обычно в центре росписи помещались Христос или Мария, а по бокам в клеймах, нередко в два яруса, святые или житийные сцены. В них допускались живые навеянные воображением детали.

Все элементы декоративного убранства церквей обнаруживают стилевое единство. Часто фронтали создавались теми же мастерами, что и настенные росписи; в свою очередь, фронтали, выполненные из стука, с рельефными фигурами и украшениями напоминают образы скульптуры, в то время как многие раскрашенные статуи, особенно богоматерь с младенцем, кажутся переведенными в дерево изображениями живописи. Вместе с тем фронтали отличались рядом особенностей.

Читайте также:

Источники